Честь и гордость нации…
«Эврика» продолжает публиковать отрывки из автобиографического эссе Елеусина САГИНДИКОВА «Лезвие истины».«Актюбинцы помнят 2006-й год как год, объявленный в честь Ахмета Жубанова. Не думаю, что известие о праздновании юбилея великого композитора на уровне ЮНЕСКО оставило равнодушным сердце хотя бы одного истинного казаха. Хоть торжественные мероприятия должны были проходить на общенациональном уровне, но вся ответственность за них была на нашей совести. И это правильно и закономерно. Дабы оправдать высокое доверие, мы приложили максимум усилий.
Благодаря неповторимому гению великого Жубанова, поднявшего традиционное национальное музыкальное искусство на мировой уровень, Актобе на время стал центром притяжения всей мировой богемы. Признанные мастера пера и слова во главе с живыми классиками — Абдижамалом Нурпеисовым, Абишем Кекилбаевым, Фаризой Онгарсыновой, славой и гордостью казахского музыкального искусства — Розой Баглановой, Ермеком Серкебаевым, Жанией Аубакировой приехали к нам, дабы лично почтить родину основоположника школы казахского классического музыкального искусства.
В течение всего года актюбинцы имели уникальную возможность насладиться и в полной мере оценить искусство целой россыпи звёзд казахстанских исполнителей.
С особым нетерпением мы ждали выступление Государственного академического ансамбля народных инструментов имени Курмангазы, созданного, несмотря на все испытания, Ахметом Жубановым. Не могу также не отметить значение научно-практической конференции, посвящённой жизни и творчеству композитора. Кульминацией всего годичного комплекса мероприятий года имени Жубанова стал итоговый гала-концерт в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО с участием более шестидесяти звёзд казахстанской сцены. Событий мировой культуры подобного масштаба и уровня не было и в советские времена, и позже, в эпоху независимости. По словам известного деятеля культуры Дуйсена Касеинова, самый большой коллектив, приезжавший в столицу Франции с гастролями, раньше насчитывал всего 18 человек.
Концертный зал на тысячу человек был заполнен за два часа до мероприятия. Полный аншлаг. И если учесть, что нами были приглашены представительства всех государств — членов ЮНЕСКО, можно сказать, что на представление собрались гости со всего мира. Со всех уголков Европы, специально ради одного вечера, приехали сотни этнических казахов, проживающих в различных странах Евросоюза. А наши студенты самоорганизовались и съехались на один день в Париж.
Двухчасовой концерт прошел, если выразиться точнее, просто феерично.
Долго, бесконечно долго зрители, стоя, не отпускали артистов, которые утопали в овациях. Не было предела восторгу собравшихся, когда на дирижёрское место заступил внук Ахмета Жубанова — Алан Борибаев, знаменитый руководитель одного из ведущих оркестров Германии. А виртуозное исполнительское мастерство родителей Алана — Аскара Борибаева с супругой, а также Нуржамал Ускенбаевой, стало украшением этого музыкального вечера. Да и, если честно сказать, весь концерт, состоящий на девяносто девять процентов из произведений Ахмета Жубанова, стал историческим международным бенефисом каждого из музыкантов. Я до сих пор кожей ощущаю тот неописуемый восторг и ту бесконечную гордость, на краткий миг охватившие меня, да и всех собравшихся тоже…
Солист актюбинской областной филармонии Коянбай Тобагабылов исполнил знаменитое жубановское «Ақ көгершін», созданное специально под неповторимый голос Розы Баглановой, и, надо сказать, этот рискованный эксперимент удался: под неописуемый восторг зрителей песня зазвучала, заиграла совершенно неожиданными гранями…
Перед концертом мы запланировали небольшую выставку, посвящённую творческому пути Ахмета Куановича, где, кроме личных вещей и исторических экспонатов, нашли своё место книги, написанные о нем, и художественная фотогалерея. В том числе изданные нами к 100-летию Жубанова книги, альбомы, сувениры и специально изготовленная к юбилею медаль.
В том, что жубановский музыкальный вечер состоялся и прошёл на самом высоком уровне, — заслуга многих наших соотечественников.
Исключительные организаторские способности, тонкий дипломатический такт, нестандартное видение решения самых сложных вопросов Олжасом Сулейменовым давно снискали заслуженный авторитет в дипломатическом мире. Мы имели возможность воочию убедиться, насколько его слово «работает» в самых высоких правительственных кабинетах Евросоюза. Также неоценимую помощь нам оказало посольство Казахстана во Франции. Важным было и содействие генерального секретаря «Турксой», бывшего министра культуры, легендарного ректора консерватории, многолетнего друга семьи Жубановых — Дуйсена Касеинова. Сам вечер открыли тогдашний министр культуры Казахстана Ермухамет Ертысбаев и заместитель генерального секретаря ЮНЕСКО Контиро Мациорон.
Мне бы хотелось буквально пару слов посвятить своим личным впечатлениям от Парижа. Его очарование, грациозность и влекущая, только ему свойственная притягательность, его поэзия, если хотите, красочно воспета гениальными прозаиками и поэтами всего мира.
Не хочу и даже не буду пытаться состязаться с ними в красноречии…
Все-таки я долго работал акимом города. Мне оказались ближе вопросы хозяйственные, нежели волнительность и чеканность стройных поэтических метафор. И, соответственно, на всю неповторимость красот и чудес Парижа я смотрел как хозяйственник, как аким… Меня поразила продуманность транспортных артерий мегаполиса, когда за счет простых, но оптимальных решений была нивелирована головная боль всех крупных городов — проблема пробок.
Каждая улица, каждый дом и каждый подъезд выглядели так, как будто только что там закончили генеральную уборку или капитальный ремонт. Настолько все было чисто. Сказать честно, я поразился уровню культуры парижан и безупречной работе мэрии, способной в многомиллионном городе без суеты и спешки организовать безопасное и комфортное пребывание до двух миллионов туристов, приезжающих ежедневно. Даже находясь на Эйфелевой башне и любуясь неповторимой перспективой волшебства ночного Парижа, я ловил себя на мысли, что безотчётно, невольно подсчитал 27 мостов через Сену и отметил отсутствие там пробок и столпотворений. Внутренне похвалил их урбанистов и «городской отдел ЖКХ» за качественную работу…
Ну а сервис во Франции достоин отдельного повествования. Для примера скажу, что, находясь в Соединённых Штатах, я жил в гостинице, которая славится тем, что там останавливаются главы многих государств, даже Джордж Буш предпочитает её другим. Так вот, сервис там не идет ни в какое сравнение с парижским отелем. Конечно, мне могут возразить, что нынешний сервис, показное радушие и доброжелательность персонала не что иное, как очень грамотный маркетинговый ход. И будут отчасти правы. Так оно и есть. Но во Франции даже в таких, казалось бы, незначительных нюансах, есть своё очарование и неповторимый шарм. Даже степенные движения метрдотелей и расторопность официантов заставляют невольно чувствовать себя гостем.
Желанным гостем. В отличие, допустим, от их коллег из США, которые подчеркнуто холодно держат дистанцию. Французского официанта не зря на всех языках мира именуют «гарсон»: он может к месту пошутить, поднять настроение, да и вообще ведёт себя как настоящий и давний друг. И, скорее всего, тут дело не в деньгах, а в национальной черте — доброжелательности и неподдельном желании помочь.
И я вдвойне рад тому, что нам удалось в таком прекрасном месте провести столь масштабное культурное мероприятие. Тем самым на основе традиционной культуры, музыки, истории Великой Степи мы сумели провести нить между нашими народами. Габиту Мусрепову принадлежит высказывание: «Там, где искусство и литература не считаются великим достоянием рода людского, нет и величия народа и страны». Вот так и мы, показав величие нашей культуры и искусства, показали величие нашего народа. Без преувеличения.
И если нам удалось отдать дань уважения великому творцу, чья жизнь целиком и полностью была посвящена национальной культуре и искусству, то тем самым, я полагаю, мы выполнили частичку долга благодарных потомков…».