АрселорМиталл: фокусы с исчезновением миллиардов долларов
Завершение сделки между индийско-британским сталелитейным магнатом и скромным казахстанским инвестором при активном посредничестве правительства РК завершилось победой. Правда, даже у оптимиста распиаренные итоги сделки вызывают логичные сомнения, сообщает exclusive.kz.Но только кому задавать эти вопросы – неясно: правительство вроде бы только посредник, продавец, получив деньги, смылся, а покупатель только-только «въезжает в тему». Поэтому придётся пока порассуждать самим.
Если говорить про обозримое прошлое, то отметим, что президент ТОКАЕВ дважды принимал у себя в Акорде Лакшми Миттала, и оба раза говорил об улучшении условий труда и безопасности работников. Миттал, в свою очередь, в прошлом году обещал вложить миллиард долларов в модернизацию предприятия. После августовской трагедии нас принялись убеждать: «АрселорМиттал Темиртау» планомерно обновлялось. Но даже «на глаз» было понятно, что никаким миллиардом вложений там и не пахнет, а по свидетельствам самих работников, основная часть оборудования, до сих пор использующегося на заводах и шахтах – глубоко советского производства.
Кстати, тот же самый миллиард фигурирует во многих новостях за ноябрь, когда члены правительства и его руководство заявляли, что ключевым фактором для нового инвестора должна была стать готовность ежегодно вкладывать эту сумму в ту самую модернизацию, основной целью которой является безопасность на производстве для шахтёров, сталелитейщиков и других. Подчеркнем, что жизни людей для нас тоже на первом месте, но, похоже, кое-кто манипулирует этими формулами. Да и понятно, что за следующий день после прихода отечественного инвестора всё не изменится, как по мановению волшебной палочки.
Также следует обратить внимание на то, что, как оказалось, переговоры правительства с акционером АМТ велись уже год – с ноября 2022-го. Этим откровением чиновники, похоже, хотели поднять себе имидж – мол, вот мы какие предусмотрительные – но на самом деле ещё больше добавили сомнений. Ведь секретность переговоров, а точнее – договоренностей, которая, кстати, всё ещё висит над сделкой, говорит о том, что нас опять обманули. Подозрения вызывает и то, что многие СМИ и блогеры (которые оказались специалистами в подобного рода вещах) вдруг стали преподносить сделку в виде сокрушительной победы всех казахстанцев над сталелитейным магнатом.
Ведь если говорить о подозрительно низкой цене, то может быть два логичных объяснения. Например, нам показали лишь официальную часть сделки. Бывает ведь такое, когда кто-то, продавая машину, квартиру или что-то ещё, просит покупателя указать в договоре купли-продажи заниженную цену – чтобы, скажем, налоги лишние не платить. Аналогичная просьба по тем или иным причинам может исходить и от покупателя – в том числе, чтобы жена не узнала. Ну, а оставшиеся деньги перегоняются «чёрным налом». Рискованный и потому маловероятный момент, но исключать ничего нельзя. Ведь за этой сделкой, по большому счёту, следили и следят не только в Казахстане, но и во всём мире: ArcelorMittal – это все-таки транснациональная компания, и уход её из какой-либо страны оказывает влияние на мировой расклад.
Другой вариант – 11-раудный переговорный процесс мог проводиться с прямым участием скрытых за секретными договорами «акционеров» АМТ, и именно они диктовали условия сделки. Тут, наверное, не стоит объяснять, как приватизировались большие горнорудные предприятия в 1990-х – в них («Казахмыс», «Казцинк» и другие) всегда была заложена «президентская доля». Можно предположить, что и продавая родной «Кармет», НАЗАРБАЕВ не забыл и про себя, заложив не только разовый транш, что и какую-то часть постоянной прибыли. Той самой, например, которая должна была идти на развитие производства и улучшение быта рабочих и шахтеров.
Если не сильно углубляться в калькуляцию, то переговоры могли затянуться по причине того, что нужно было определиться, что получают стороны. Три стороны. Государству нужно было максимально снизить цену, хотя правительство каждый раз заявляло, что не потратит ни цента. Митталу, напротив, нужно было получить как можно больше, но при этом максимально оградив себя от каких-либо обязательств. А вот третья, скрытая сторона, по логике вещей, преследовала сразу несколько целей, но все они сводились к сохранению прибыли и секретности вокруг истинных владельцев компании.
Какой-то консенсус, по всей видимости, был достигнут в октябре, и о сделке планировали объявить в конце года, но произошедшая 28-го числа трагедия, унесшая 46 жизней шахтеров, заставила внести в нее некоторые коррективы и ускорить процесс.
Если говорить о краткосрочной хронологии, то выяснилось: в конце октября, через два дня после взрыва на шахте имени Костенко, Андрей Лаврентьев учредил ТОО Qazaqstan Steel Group, таким образом став официальным сталелитейщиком. Газета «Курсив» пишет, что среди пяти созданных бизнесменом в 2023 году компаний фигурирует также QSG HOLDING LIMITED, зарегистрированная 1 декабря 2023 года – деятельность холдинговых компаний.
По словам министра промышленности Каната ШАРЛАПАЕВА, специально созданная Лаврентьевым компания уже выпустила облигации на МФЦА, чтобы привлечь инвестиции. Эти облигации «Курсиву» и удалось найти. В свою очередь, QSG HOLDING LIMITED, по данным AIX, в течение 5 лет займет 1 млрд долларов. При этом, первый транш облигаций на сумму 355 млн долларов датируется 20 ноября 2023 года. Примечательно, что компания была зарегистрирована почти через две недели после объявления о первом транше.
То есть, если говорить проще, процесс подготовки «переобувшегося» в сталелитейщика «отвёрточника» Лаврентьева действительно шёл давно. Но при этом члены правительства нам заливали, что переговоры ещё идут, мол, инвестор ещё не определился, а когда определился, то называть его стороны не захотели. Толковых объяснений этому не было, а ссылка на коммерческую тайну была, мягко говоря, неуместной. Если бы вице-премьер обосновал бы закрытость тем, что не хотели бы сглазить, то это выглядело бы более правдоподобно.
В большой автобизнес тогда 24-летний Андрей Лаврентьев буквально ворвался из ниоткуда ровно 20 лет назад, создав фирму AllurAuto. Она торговала различными марками мировых автомобильных брендов, став их официальным представителем в Казахстане. Кто стоял за тогдашним и последующим успехом, сейчас сказать трудно. Назывались разные имена – это и Тимур КУЛИБАЕВ, и Алия НАЗАРБАЕВА, и Рахат АЛИЕВ. В нынешние времена его связывают с предыдущим руководителем администрации президента, а также с одним из его, президента, племянников.
Тут, наверное, утонять персоналии нет особой необходимости, так как, по нашему мнению, дело в другом. В том, что Лаврентьев был избран новым владельцем АМТ сверху в добровольно-принудительном порядке. Насколько это выгодно лично для него – это тоже вторичный вопрос. Тут разобраться бы со всем остальным. Например, с тем, понесёт ли кто-то персональную ответственность за всё, что происходило на предприятии на протяжении последних 30 лет или же «козлами отпущения» станут несколько человек из среднего звена АМТ? А как же с чиновниками и тем же первым президентом? Почему так ничего и не сказали об ответственности за нарушения при приватизации? Или срок давности прошёл?