Зарплаты стоят на месте, а казахстанцы скупают машины и квартиры
Что происходит с экономикой по мнению эксперта, сообщает nur.kz.
Реальные зарплаты казахстанцев стоят на месте, а рост цен полностью "съедает" прибавки. Казалось бы, внутренний рынок должен замереть, но эксперты отмечают обратное: люди продолжают покупать квартиры, автомобили, путешествовать и активно пользоваться такси. Политолог Марат ШИБУТОВ связывает это с постепенной трансформацией экономики, когда растут доходы и улучшается инфраструктура.
Национальный банк Казахстана опубликовал тревожный доклад: несмотря на рост номинальных зарплат на 11,3% во втором квартале 2025 года по сравнению с прошлым годом, реальный уровень заработной платы остался неизменным. Рост цен полностью нивелировал прибавки, и покупательная способность населения пока не увеличилась.
На первый взгляд, ситуация кажется парадоксальной: рабочих стало больше, зарплаты растут, а реальные доходы - нет. Рост числа наёмных работников составил 1,1% за год, снизилась безработица, но самозанятых стало меньше. Как отмечают аналитики Нацбанка, повышение предложения рабочей силы и рост занятости не приводит к росту реальных заработных плат, что ограничивает инфляционное давление на внутренние цены со стороны рынка труда.
Политолог Марат Шибутов в своём Telegram-канале "Казахстан и все-все-все" приводит исторический пример: Генри ФОРД платил рабочим на своем конвейере в 5 раз больше, чем конкуренты. Сначала рабочие купили автомобили, которые сами производили, и компания выиграла больше на росте продаж, чем потратила на зарплаты.
"Рост экономики стал определяться спросом, а не только затратами на производство", - пишет Шибутов.
Чтобы страна перешла от средних доходов к высоким, нужны не только личные доходы, но и общественные блага, которые дают немонетарные льготы: газ и горячая вода в квартирах, парки и спортплощадки, школы, детсады, больницы и дома творчества - всё, что экономит деньги и повышает качество жизни, утверждает политолог.
Даже на фоне инфляции и нулевого роста реальных зарплат косвенные признаки показывают оживление внутреннего спроса, отмечается в публикации Шибутова. Так, например, по его данным, количество налогоплательщиков транспортного налога по итогам 2024 года по сравнению с 2020 годом выросло на более 270 тыс., и составило свыше 3 млн человек. А количество собственников имущества увеличилось за 5 лет на 1,1 млн человек.
"У людей есть деньги на поездки - если в 2018 году самолётами были перевезены 7,6 млн человек, то в 2024 году уже 14,4 млн человек. И даже внутри городов люди стали ездить больше на такси. В 2018 году 54,3 млн человек перевезены на такси, в 2024 году - 73,3 млн человек", - говорится в посте.
Эти показатели свидетельствуют о формировании полноценного внутреннего рынка и о том, что казахстанцы начинают тратить деньги внутри страны, а не только полагаться на внешние рынки и экспорт сырья, считает эксперт.
Главная проблема, сдерживающая рост реальных доходов, - ускоренный рост цен, особенно на продукты питания. В июле 2025 года продовольственная инфляция достигла 11,2%, общие инфляционные ожидания населения - 14,2%. Нацбанк прогнозирует инфляцию в 2025 году на уровне 11-12,5%, в 2026 году — 9,5-11,5%, и только к 2027 году она может вернуться к среднесрочной цели 5,5-7,5%.
"Фактически у нас сейчас сложный период: на окончание большого нефтяного цикла наслаивается необходимость обновлять инфраструктуру, плюс растёт население, требующее социального обеспечения. Но тем не менее, всё равно не только по прямым, но и по косвенным признакам можно видеть, что доходы народа растут. И это не только забитый каждый вечер общепит", - пишет Шибутов.
Елена КРАВЧЕНКО