Рост цен, инфляция, перераспределение ресурсов
Как изменится жизнь в стране после вступления в силу нового налогового кодекса, узнавал shapalaq.kz.
Принятие с 1 января 2026 года нового Кодекса РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”, которое было широко анонсировано правительством, вызывает множество вопросов среди казахстанцев и порождает стресс и страхи среди представителей бизнес-сообщества. Низкий порог вхождения в плательщики НДС, повышение этого самого НДС до 16%, новые алгоритмы администрирования налогов, искусственный интеллект вместо налоговиков и тотальная отчётность - вот основные опасения предпринимательского сектора. Ну а остальные налогоплательщики гадают - насколько теперь поднимутся цены на товары и услуги в стране.
Мы поговорили с экспертом по налогам Натальей ЯНЦЕН о последствиях этой масштабной налоговой реформы.
Тренд на ужесточение
- Наталья, насколько новый Налоговый кодекс новый? Какой теперь будет новая налоговая реальность Казахстана?
- Во-первых, огромное количество льгот просто убрали с Кодекса - около 90% прежних льгот. И это коснулось даже самой социальной сферы. В действующем Кодексе по статье 290 “Налогообложение организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере” имеются льготы для организаций в сфере медицины, образования, для инвалидных организаций. Такие организации освобождаются сейчас от корпоративного подоходного налога, если все полученные доходы направляют на развитие социальной деятельности. С 2026 года у них не будет этого освобождения, хотя и будет пониженная ставка по КПН - 5%. Во-вторых, поднимаются ставки корпоративного подоходного налога до 25% у отдельных видов организаций. Увеличивается НДС до 16%, появляется НДС с продаж жилых зданий и т.д. То есть общая канва проекта в том, что все налоговые обязательства - увеличиваются, а администрирование - ужесточается.
- Какие последствия это повлечёт для предпринимателей, помимо, собственно, увеличения налоговой нагрузки?
- Будет довольно стрессово вести бизнес, потому что нужно будет отслеживать очень много тонких моментов и деталей. Бизнес уже привык к определённому взаимодействию с налоговыми органами, к определённым процедурам. Теперь они меняются, и если предприниматель чего-то не знает в новых процедурах, он будет платить деньги за своё незнание.
К примеру, если руководитель небольшого предприятия что-то купил - товар или материал, необходимый для его бизнеса, и не оформил вовремя (15 дней) накладную от фирмы-продавца на свою компанию, он теряет возможность получить эти документы. Соответственно, это означает, что на эту покупку он не сможет иметь официальные расходы и взять их на вычет по своей деятельности, не сможет взять в зачёт НДС. Это приведёт к дополнительным оплатам в бюджет.
- То есть цена бизнеса теперь - это вечная бдительность?
- Да. Бухгалтеры часто не знают, что руководителю что-то срочно понадобилось, он побежал и купил что-то, это распространённая ситуация в малом бизнесе. Соответственно, теперь все свои расходы нужно будет четко отслеживать и в целом думать не только про бизнес, но и про постоянные взаимодействия с налоговыми органами, контролировать различные сроки.
Ещё в качестве примера можно привести новую обязанность выписывать ЭСФ на приобретение услуг у нерезидентов из источников в РК. И если вы не сделаете это вовремя, до сдачи декларации, и не оплатите сразу же налог в бюджет - так же теряется право на зачёт НДС.
То есть Налоговый кодекс 2026 предусматривает жёсткую дисциплину налогоплательщика.
Стрессовая нагрузка увеличивается, к тому же на бизнес пойдёт дополнительная нагрузка на содержание штата бухгалтерии. Хороший бухгалтер – это специалист с высокой заработной платой, что вполне оправдано уровнем ответственности.
- А что с администрированием налогов, оно не станет проще?
- Для государства в лице налоговых органов, наверное, станет проще. У них будет гораздо больше полномочий. А вот с точки зрения налогоплательщика никаких улучшений не будет, потому что формы налогового контроля, наоборот, увеличиваются.
К примеру, сейчас по действующему Кодексу так: если фирма-налогоплательщик получает уведомление с высокой степенью риска, по которому налоговые органы сомневаются, что он какую-то сделку на самом деле осуществил, то система счетов-фактур блокируется. По сути, блокируется деятельность фирмы до тех пор, пока не будет доказано через суд, что сделка была действительной. По новому Налоговому кодексу, мера по блокировке счетов-фактур расширяется. Её могут применить даже в случае, если налоговик приедет на обследование по месту регистрации и не найдёт там фирму. То есть у налоговых органов будет хороший рычаг давления на бизнес, что порождает много коррупционных рисков.
Какому бизнесу жить станет легче?
- Давайте разделим по условным категориям - малый, средний и крупный бизнес. Кому из них станет проще при новом Кодексе?
- С небольшими предпринимателями, которые в основном работают с физическими лицами - к примеру, продавцы на рынке, держатели небольших магазинов - более или менее проще. При текущем кодексе ИП мелкой торговли и услуг работает в нескольких налоговых режимах, поэтому им нужно отслеживать порог по НДС и переходить на другой режим, если его превысили. Теперь же все они все встанут на упрощённый режим, у них будет налог 4%, с возможностью его уменьшить или увеличить на 50% по решению маслихатов, и плюс социальные платежи. У них вообще не будет НДС и соответственно обязательств отслеживать порог входа. Порог предельного дохода у них тоже будет высокий - 600 млн тенге. Единственное, что некоторым видам деятельности нельзя будет вставать на этот режим (бухгалтерские, юридические, консалтинговые, маркетинговые услуги, а также частично аренда и строительные работы), будет ограничительный список по приказу КГД.
- А что будет со всё еще малым бизнесом, но работающим в том числе с юридическими лицами? Условно, фирма с 20 наёмными сотрудниками, изготавливающая пластиковые окна - как изменится её жизнь?
- Например, если они работали на упрощёнке, либо в режиме розничного налога и не платили НДС, теперь для них будет порог входа в плательщики НДС в 40 млн тенге. Речь идёт не о доходе, а об обороте фирмы. Это очень низкий порог входа, если посчитать - это оборот в 3,3 млн тенге в месяц. Фактически всем придётся переходить на НДС, потому что действующий бизнес очень легко превысит этот порог. Поэтому увеличивается нагрузка на предприятие: возникает налог на добавленную стоимость, и, как следствие, увеличивается цена на выпускаемую продукцию. На эту цену повлияет и вышеупомянутая необходимость в более квалифицированных бухгалтерах.
- Такие небольшие предприятия, если мы не ошибаемся - наибольший процент от всего казахстанского бизнеса. Получается, что потребители их товаров и услуг теперь будут платить значительно больше?!
- Да. Есть и такое прямое влияние, и косвенное. Уже сейчас официальная статистика прогнозирует 11,6% инфляцию в связи с введением нового Налогового кодекса. Реальная инфляция может быть в два раза больше.
- Как вы думаете, повлечёт ли это за собой увеличение банкротств части предприятий средней руки?
- Однозначно будет перераспределение ресурсов. Кто-то не сможет справиться и перестроиться и вынуждены будут закрыться. То есть, как я вижу, будет происходить укрупнение предприятий - те, у кого больше ресурсов и твердо стоят на ногах, будут забирать клиентов у тех, кто помельче и не смог сориентироваться после налоговой реформы.
- Как изменится жизнь крупного бизнеса?
- Увеличится нагрузка через социальные платежи на наёмных сотрудников с высокими зарплатами. Появится налог на дивиденды. При текущем законодательстве есть порог необлагаемых дивидендов, а при новом - любая чистая прибыль облагается 5% налогом. Кстати, средний и малый бизнес это нововведение тоже затронет.
Зачем такая масштабная реформа и можно ли сгладить углы?
- Как вы считаете, в чём причина такого масштабного перелопачивания всех налоговых принципов Казахстана? Все дело только в повышении поступлений в бюджет?
- Я думаю, что цель налоговых органов сделать так, чтобы абсолютно весь казахстанский бизнес работал в белую: легальный бизнес с выплатой всех налогов, безо всяких льгот.
- Может ли это привести к тому, что часть бизнеса уйдёт в тень? Сейчас вообще идет такая тенденция, в особенности среди мелкой торговли - продавцы на рынках стимулируют к оплате наличными, делают даже скидки при оплате за наличный расчёт.
- Конечно, будут те, кто предпочтет работать нечестно и пытаться скрыть свои обороты. Другой вопрос, что делать это будет всё сложнее и сложнее. Налоговые органы уже проводят несвойственные им ранее действия.
Например, они договорились с компаниями, которые отслеживают передвижение людей - компании сотовой связи, навигаторы, и они видят по точкам, сколько людей в каких ресторанах было. В данный момент некоторые рестораны столкнулись с тем, что получили уведомления о том, что их предполагаемый доход может быть выше. Налоговики просто умножили количество людей, которые были вокруг ресторана, на средний чек в заведении - и неважно, заходили эти люди в заведение, заказывали они блюда или нет. Теперь налогоплательщики вынуждены доказывать свои реальные доходы.
Отдельно нужно сказать о практике вознаграждения лицам, которые будут сообщать о том, что не применяется контрольно-кассовый аппарат в той или иной торговой точке. Пилотный проект хорошо себя показал - студенты занимались такой “подработкой” и снимали на видео продавцов, работавших без кассового аппарата. Теперь же такая мера “взаимного контроля” официально введена в Налоговый кодекс. Так что уход в наличный расчёт не станет спасением для предпринимателей, потому что на всякого такого уклониста найдётся студент со смартфоном.
- При условии тотального закручивания гаек, что должно сделать государство, чтобы у бизнеса не возникало желания уйти в серую зону или бросить всё и закрыться? Может быть, нужны другие, неналоговые меры поддержки?
- Новый Налоговый кодекс сильно ограничит свободу действий для предпринимателей, хотя, напротив, бизнесу свойственно быть свободным. Новый Налоговый кодекс - это более 1.000 страниц с новым текстом, и сейчас у бухгалтеров и бизнеса есть пять месяцев, чтобы их изучить. Но изучать без практики очень сложно, особенно в условиях, когда старое законодательство всё ещё действует. Поэтому хорошо было бы сделать переходный период, например, сроком на один год. То есть ни за что не штрафовать в течение года, не ограничивать их деятельность с блокировкой ЭСФ, чтобы предприниматели просто получали уведомления, что так делать нельзя, исправляли и без страха и стресса могли привыкать к новому закону.
Помимо основных изменений, есть точечные, казалось бы, мелкие, но сильно усложняющие жизнь. Бизнес должен постоянно теперь отслеживать, с кем работает. Цепочки поставок придётся менять, потому что придется выяснять, кто из их поставщиков на общеустановленном режиме будет, с кем можно заключать договор, с кем нельзя. Кроме того, будет действовать правило, которое обязывает отчитываться о происхождении товара. Переходный период без санкций - это самое хорошее, что может сделать государство для бизнеса.
Акмарал ШАЯХМЕТОВА
Карикатура Алексея МЕРИНОВА