Инстаграм
Факт

Авторизация

Мы в соц.сетях:   
рус
каз

  • Главная
  • Город
  • Регион
  • Общество
  • Криминал
  • Экономика
  • Культура
  • Спорт
Сегодня: 25.10.2025

Мыло, кровь и пиксели

Как мы подсели на сериалы и с “Рабыни Изауры” докатились до “Игры в кальмара”, разбирался smartpress.by.

основное.png

        Помните, когда началась эпоха мыльных опер? 16 октября 1988 года, на Центральном советском телевидении вышла первая серия бразильского сериала “Рабыня Изаура”. Советский зритель впервые увидел, как выглядит “мыло” в латиноамериканском исполнении: долгие взгляды, страсти, злодейки с идеальной прической, музыка, которую потом напевали в каждом дворе. С этого вечера вся большая страна подсела на сериалы – и эта паутина затянула надолго.

I акт: Бразильская волна (1988–1991)

рабыня изаура.jpg

        «Рабыня Изаура»
        “Рабыня Изаура” стала не просто хитом – культурным сдвигом.
        В стране, где телевизор показывал в основном “Сельский час” и “Время”, вдруг появились эмоции, драмы и любовь между господином и рабыней. В некоторых городах показы сериала даже переносили из-за перегрузки электросетей: весь район включал телевизоры одновременно.
        Бразильская драма открыла ворота – за ней пришли другие южноамериканские сериалы: “Тропиканка” и “Секрет Тропиканки” (да вы точно помните Рут, Ракел и Тоньо-лунатика).

        «Секрет Тропиканки»
        Именно в конце 80-х “мыло” стало новым социальным ритуалом: обсуждения на курилке, пересказы соседям, споры о судьбе героев.

II акт: Мексиканская эпоха (1991–1996)

богатые тоже плачут.jpg

        «Богатые тоже плачут»
        После Бразилии эфир заполнили мексиканские слезы.
        “Богатые тоже плачут” (1980, показ в СССР с 1991-го) и “Просто Мария” (1989, показ в России с 1993-го) сделали актрис Веронику КАСТРО и Викторию РУФФО народными героинями.
        Мир был прост: бедная швея влюбляется в богатого, попадает в беду, но благодаря труду и доброте становится счастливой.
        Миллионы зрителей проживали каждую серию как личную драму. Люди звонили на телевидение, если эпизод переносили.
        Потом пришли “Моя вторая мама”, “Дикая Роза”, “Узы любви” – страсти множились, а постсоветское пространство тем временем училось капитализму.
        Ирония в том, что сюжет “бедная влюбляется в богатого” оказался вполне символичным для 90-х.
        Как раз в эти годы на экраны вышла “Санта-Барбара”. Тот самый сериал, который стал нарицательным при упоминании чего-то, что никак не заканчивается: “Да это какая-то ”Санта-Барбара“.

санта-барбара.png

        «Санта-Барбара»
        С 1992 по 2002 год – целое десятилетие – шествовал этот сериал по российскому (и по совместительству белорусскому) телевидению. В США сериал закончился в 1993-м, но в постсоветском пространстве – почти жил собственной жизнью. Под него кто-то закончил школу, затем родил детей, успел развестись и ещё раз поменять свою жизнь. А Сиси КЭПВЕЛЛ никуда не делся, хоть в сериале трижды сменился актёрский состав.
        Он стал не просто сериалом, а звуковым фоном девяностых.

III акт: Европейская интерлюдия (1994–1998)

европа.png

        «Дежурная аптека»
        В то время как мексиканцы плакали, испанцы смеялись. ”Дежурная аптека“ (Farmacia de guardia) – испанский ситком, который стал настоящим глотком воздуха без трагедии. Там не плакали, а спорили, болтали и смеялись в аптеке, которая, как выяснилось, тоже может быть ареной человеческих страстей.
        Именно на этом фоне зритель впервые устал от бесконечных слез – захотел юмора, иронии, лёгкости.
        В тот же период в эфире появились ”Спрут“ (итальянская криминальная сага) и загадочный ”Твин Пикс“ (США, 1990–1991), который многих просто выбил из привычной логики. ”Кто убил Лору Палмер?“ обсуждали так же горячо, как раньше – любовные линии Изауры.

        «Твин Пикс»
        Телевидение переставало быть окном лишь в экзотику. Кстати, примерное в эти же годы мы увидели американский ситком “Друзья” (Friends). Сначала его показывали на РТР и СТС, потом десятилетиями крутили повторы. Французский молодёжный сериал “Элен и ребята” (Hélène et les Garçons) начали транслировать примерно в 1994-м, и он стал культовым среди подростков постсоветского поколения.

IV акт: От мыла к ”российскому сериалу“ (2000-е)
        Новые времена требовали новых героев.
        Теперь зрителя волновали не страсти в Рио, а криминал в Подмосковье. Место ”Просто Марии“ заняли ”Бригада“, ”Каменская“, ”Бандитский Петербург“, ”Убойная сила“.

бригада.png

        «Бригада»
        Сериалы стали суровее, реалистичнее, ближе к жизни. В них появились ”свои“ лица, язык, сленг.
        Герои не плакали у окна – а постоянно бежали, стреляли, выживали.
        Тем не менее, часть зрителей оставалась верна классическим мыльным сюжетам: по утрам на второстепенных каналах всё ещё шли ”Моя вторая мама“ и ”Богатые тоже плачут“.

V акт: Восточная мода (2010-е)

восток.png

        «Великолепный век»
        После короткого перерыва мир мыльных историй вернулся – но уже в турецком оформлении.
        ”Великолепный век“ (2011–2014) стал новым феноменом. Историческая сага о султане Сулеймане и Роксолане завоевала мир. Сериал снова сделал ставку на проверенное: любовь, ревность, власть, интриги – только теперь на фоне дворцов, гаремов и идеальных бород.
        Параллельно шёл ”Клон“ – поздний бразильский шедевр (2001), где к привычным страстям добавились ислам, наука, этика и философия.
        Это было ”мыло с подтекстом“, и зрителю это понравилось.

VI акт: Интернет-эры и сериал как искусство (2015–2025)

интернет.png

        «Доктор Хаус»
        Сегодня телевизор больше не диктует, что смотреть.
        Благодаря интернету зритель выбирает сам – в Amediateka, START, Okko, Netflix, YouTube.
        Мыльные оперы ушли с эфирных каналов, но их ДНК живёт в современных драмах:
        Миллионы зрителей по всему миру наслаждались комедийным хитом ”Теория большого взрыва“ (The Big Bang Theory) – это уже был символ новой, “умной” эпохи сериалов. Зрители жили переживаниями героев ”Доктора Хауса“, ”Игры престолов“, ”Аббатства Даунтон“, ”Короны“, ”Очень странных дел“ или ”Озарка“ – сериалов, которые научили эмоции выглядеть стильно и умно.

        «Игра престолов»
        Теперь сериал – это не просто фоновое ”мыло“, а форма искусства и способ мышления. Что пришло на смену:
        - вместо бесконечных серий – концентрированные сезоны;
        - вместо любовных треугольников – психологические драмы;
        - вместо телевизора – стриминг и умный алгоритм, знающий, когда тебе грустно, и что тебя точно зацепит.
        Выбор-то большой. Кому-то по душе исторические драмы (”Викинги“, ”Корона“), кто-то любит вселенную Marvel (”Мстители“, ”Человек-паук“), третьи тащатся по детективам (”Шерлок“, ”Настоящий детектив“), а другим милее корейские “Игра в кальмара” или “Наследники”, или российские “Ликвидация” и “Метод”.
        Сюжеты всё так же вращаются вокруг чувств и выбора (беспроигрышная классика), но герои научились рефлексировать.
        Если раньше зритель сочувствовал несчастной Марии, то теперь он размышляет вместе с Тедом ЛАССО, Томом УМБЕРОМ или доктором ФРЕЙЗЕРОМ.
        Да, сериалы научились быть зеркалом общества и способом разговора с самим собой.

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 





Город
Регион
Общество
Криминал
Экономика
Культура
Спорт
Акции

Токаев: Весь мир стал свидетелем процветания нашей страны Токаев: Весь мир стал свидетелем процветания нашей страны

Сколько стоит проезд на автобусе в городах Казахстана Сколько стоит проезд на автобусе в городах Казахстана

Мыло, кровь и пиксели Мыло, кровь и пиксели

Традиции, спорт и команда Традиции, спорт и команда

Заявление о повышении тарифов на интернет и мобильную связь возмутило депутатов Заявление о повышении тарифов на интернет и мобильную связь возмутило депутатов



world-weather.ru/pogoda/kazakhstan/aqtobe/
https://world-weather.ru/pogoda/russia/izhevsk/

HTMLplayer











АРХИВ ГОЛОСОВАНИЙ


  • Главная
  • Авторы
  • Контакты
  • Рейтинги


Рика - рекламно-информационное коммерческое агентство
 Наш адрес: г. Актобе, ул. Ш.Уалиханова, 35
 Тел.: 8 (7132) 212 249;
 Факс: 8 (7132) 212 660;
 Email: rikatv@inbox.ru
Яндекс.Метрика
OldRika
Наверх