ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КИНО
Её с детства привлекал балет, однако родители – люди военные – были против того, чтобы дочь занималась танцами профессионально. Отец ожидал, что Айтурган пойдёт по его стопам, мать думала, что девочка закончит политехнический и однажды станет инженером–архитектором. Однако судьба распорядилась иначе.
– Режиссёр фильма «Алые маки Иссык–Куля» искал девочку на роль в фильме, – вспоминает Айтурган Темирова. – Он пришёл в единственную на тот момент киргизскую школу, где я училась. Рассказал, что девочка нужна большеглазая, с длинными косами, артистичная. Завучи говорят, что такая у них есть. Позвали меня – я ведь и на праздниках пела, и танцевала. Назначили мне кинопробы, потом долго уговаривали родителей, чтобы отпустили. Отец первый раз помощника режиссёра и на порог не пустил. Для них актёрство – это было чем–то неприличным, но в итоге меня отпустили. На всесоюзном кинофестивале, где решается судьба молодых актёров, я получила приз за лучший дебют. Тогда мне и сказали: «Добро пожаловать в кино».
С тех пор жизнь Айтурган Темировой неразрывно связана с кино. Она признаётся, что пыталась бросить карьеру и заняться внуками, но в итоге в очередной раз оказалась по ту сторону экрана. На её счету множество кинокартин, но актюбинскому зрителю, пожалуй, ближе всего фильм «Снайперы», где Айтурган сыграла роль Алии МОЛДАГУЛОВОЙ.
НА ОДНО ЛИЦО
Если бы тогда, в 1985–м году, была возможность выбирать, то Айтурган Темирова не взялась бы играть главную роль. По её словам, решиться на съёмки в военной ленте оказалось непросто. Одной из главных причин, почему выбор остановили именно на ней, было портретное сходство.
– В советское время киргизы и казахи активно сотрудничали в плане кино, – рассказывает актриса. – Они не только делились актёрами, но и устраивали премьеры друг у друга. Мы приехали в Казахстан с фильмом «Волчья яма». Руководители увидели и сказали, что я очень похожа на Алию. Оказывается, в то время уже был готов сценарий, но не знали, кому его предложить. На следующий день нас с режиссёром вызвали в отдел культуры. Мне протянули портрет Алии и говорят: «Узнаёте её?». А я смотрю и думаю, когда ж успела сфотографироваться в военной форме? Очень похоже. Потом выяснилось, что это Алия Молдагулова, и нужно, чтобы мы сняли фильм. Режиссёр отказался, потому что военных фильмов он не снимал, может не получиться. Я тоже отказалась. Так и уехали. Затем нас вызвали уже наши киргизские режиссёры, дали коммунистический приказ снять фильм. Тут уже не откажешься.
Съёмки «Снайперов» проходили в воинской части Смолевичи в Беларуси. Служившие там солдаты не только проходили срочную службу, но и при необходимости участвовали в массовках у кинематографистов. Местный полигон был оборудован готовыми окопами, танками, дзотами. Три актрисы – Марина ЯКОВЛЕВА, Вера ГЛАГОЛЕВА и сама Айтурган Темирова – три месяца жили в казармах, вставали по звуку горна, учились маршировать, держать в руках оружие и стрелять.
– Полное обмундирование вместе с лопаткой и каской весило почти 30 кг, – вспоминает Айтурган. – Снег глубокий, режиссёр подгоняет, чтобы бежали быстрее и увереннее. Но вы только представьте, как это тяжело. А сколько раз мы обжигали лица порохом, когда стреляли холостыми! Хорошо, хоть в глаза не попало. Или, например, пиротехник расставляет специальные кустики, напоминает, чтобы мы их оббегали, потому что должны произойти взрывы. Только пока играешь, забываешь, где именно бежать, куда бежать, какие кустики.
Портретное сходство Айтурган Темировой и Алии Молдагуловой поразило буквально всех.
СЛОЖНЕЕ ВСЕГО ВЫЙТИ ИЗ ОБРАЗА
До Алии Молдагуловой Айтурган приходилось играть только выдуманные образы или персонажей из литературных произведений. Когда дело касается реально существовавшего человека, к тому же известного, очень страшно совершить ошибку и что–нибудь испортить. Перед началом работы актёры взяли из архивов письма Алии, встречались с её однополчанами. Две подруги Молдагуловой, ставшие прототипами для героинь Глаголевой и Яковлевой, в тот момент жили в Алматы и очень помогли своими воспоминаниями о войне:
– Мы три месяца встречались с ними, разговаривали, плакали, смеялись. Подруги вспоминали, какой Алия была женщиной, о чём думала и мечтала. Потом выяснилось, что жив комбат. Он уже рассказывал о её героизме, настырности. И только после этого приступили к съёмкам…
Дни на площадке запомнились Айтурган Темировой на всю жизнь. По её словам, самым тяжёлым эпизодом была смерть дяди Степана, снайпера, учившего Молдагулову. Вызвать слёзы и неподдельный ужас в глазах в тот момент помогли воспоминания и смерти собственных родителей. Немудрено, что актрисе потребовалось целых два года, чтобы окончательно прийти в себя.
– Во–первых, фильм снимался в очень тяжёлых условиях, – говорит Айтурган Темирова. – Беларусь, зима, 40 градусов мороза. Я пережила целых три операции после «Снайперов», потому что простудила себе кишечник. Но самое опасное – это когда ты не можешь выйти из образа. Многие знаменитые актёры пострадали из–за этого, находились на учёте в психбольнице. Я не могла прийти в себя два года. Наверное, потому, что хотела сыграть очень точно и правдоподобно. Когда отсняли последний кадр, повисла тишина, и только Фёдор Моисеевич, комбат, заплакал, сказал, что заново пережил эту сцену. Так и я не могла, всё время хотелось плакать. Ходила на курс лечения к психологу, так потихоньку и отошла.
ИСКУССТВО ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ
Как и у всех детей кинематографистов, детство сына и дочери Айтурган Темировой прошло на съёмочных площадках. Не обошлось и без курьёзов.
– Когда дочери было 6 месяцев, мы снимали «Белый пароход» по произведению Чингиза Айтматова, – рассказала Айтурган. – Одна из его частей – легенда про маленького ребёнка, которого олень толкает на своих рогах из озера. Высокогорное ущелье, вода ледяная, никто там никогда не купается. Конечно, нормальные родители своих детей не отдали. Тогда режиссёр пошёл на обман, попросил меня сходить за обедом, пока дочь спит. Я отошла примерно на 500 метров, встала в очередь, взяла борщ и слышу, что мой ребёнок плачет. Настырно так плачет. Поспешила обратно, а моя дочка посреди озера в бесике, рядом торчит голова белого оленя с глазами, обведёнными чёрным. Я думала, сойду с ума, пока они до берега доберутся. После этого случая ещё 10 дней лежали в больнице с пневмонией.
Несколько ролей выпало и на долю сына актрисы, правда, в его случае обошлось без простуд. В четырёхлетнем возрасте он даже сыграл маленькую Алию Молдагулову в фильме «Снайперы»:
– В начале фильма Алия босиком бежит к мёртвой матери, плачет, пытается её разбудить. Привезли 60 девочек лет пяти, но ни одна не подошла. Если хорошо играет, то внешне не похожа, и наоборот. А уже темнеет, времени мало. Тогда стали поглядывать на моего Чингиза. Он отказывался, мы стали ему рассказывать, что он актёр, талант, пообещали загриммировать, чтобы никто не узнал, что он играет девочку, и купить говорящего попугая. Переодели, приступили к съёмкам. Один дубль, второй – не получается. Надо, чтобы заплакал. Тогда я дала ему пощёчину, говорю, беги и плачь хорошенько, иначе ещё три или четыре раза переснимем. И он бежит, плачет, злится на нас. Остановили съёмки, а он всё равно не успокаивается. Спросили, почему. Говорит, что под пятку попали колючки, но он боялся, что если остановится, будут снимать заново и снова ударят.
ТРИЖДЫ ЗАМУЖЕМ
На этих детских опытах актёрская карьера сына и дочери Айтурган Темировой и завершилась. Жить, как родители – в поездках и перелётах – они не хотели. Ничего общего с миром искусства не имеет и нынешний супруг актрисы.
Они познакомились в Кыргызстане. Брак с американцем мгновенно повлёк за собой массу слухов.
– Помню, одна женщина рассказала, что Айтурган Темирова три раза успела замуж выйти, пока была за границей, – вспоминает актриса. – Как три раза? Просто. За американцем, за чехом и за словаком. А на самом деле муж мой – американец чешского происхождения, но так как Чехия раньше была Чехословакией, додумали и словака.
О том, что Айтурган Темирова – актриса, её супруг, человек, далёкий от мира кино, не догадывался долгое время даже после свадьбы.
– Он геолог, профессор, – смеётся Айтурган. – Искусство и кино его не интересовало. Когда мы познакомились и поженились, он не знал, что я актриса. Мне это нравилось, потому что полюбил он меня как женщину, мать, на тот момент уже бабушку. Прошёл где–то год после свадьбы, он летел из Чехии в Бишкек и увидел, что рядом сидящий человек читает газету, а в ней – мой портрет. Спутник пояснил, что статья про известную актрису. Муж обиделся, надулся, приехал домой и не разговаривает. Спросил, почему не рассказала. А потому что и не спрашивал! До знакомства с ним был перерыв, я года три нигде не снималась, хотела посвятить себя внукам, так что на тот момент актрисой не была. Потом снова стала играть. Так и помирились.
Ксения ВИШЕНИНА,
Фото Юрия ТАРАСЕНКО