Родная станция
«Эврика» продолжает публикацию отрывков из книги экс-акима Актобе Каиркожи ЕЛЕУСИЗОВА «Екі дәуірдің тоғысында / На стыке двух эпох». Главы книги опубликованы на казахском и русском языках.
«Родина – это то место, откуда в юности хочется уехать,
а в старости – хочется вернуться».
В мугалжарских степях, почти в полусотне километров от Кандагача в сторону Эмбы в прошлом веке раскинулась небольшая железнодорожная станция Изимбет. Она появилась в самом начале 20 века, при строительстве магистрали «Москва – Ташкент». Она буквально разрезала населённый пункт на две части. По одну сторону от железной дороги располагалась сама станция, по другую – небольшой аул из 30-40 саманных землянок, жители которого преимущественно на железной дороге и работали. В ауле Изимбет я и появился на свет 20 ноября 1950 года.
Несмотря на скромные размеры моего родного села, Изимбет не был ни полустанком, ни разъездом, где пассажирские поезда останавливались бы по большим праздникам. Станция носила статус пункта технического обслуживания паровозов – здесь они заправлялись водой. На станции были скважина, водокачка и водонапорная башня. Там была такая холодная и вкусная вода – все жители тоже там набирали воду. Да что там местные – о нашей воде были наслышаны и пассажиры. Едва поезд останавливался, как люди выскакивали из вагонов и бежали с ёмкостями за водой.
Главным украшением Изимбета были станционное здание и роскошный сад за ним. Станционное здание было солидным, крепким, сложенным из красного кирпича. Со двора в нём располагались квартиры, где семьями жили начальник станции, дежурные. На самой станции, в основном, работали русские, они трудились здесь поколениями.
Руководил станцией Алексей Кузьмич Сотников. Здесь же трудились Титовы, Захаровы и другие. Пётр Подниколенко заведовал водокачкой.
А за зданием станции раскинулся обширный сад с разными деревьями и кустарниками – его заложили ещё первые железнодорожники.
У Сотниковых были дети – Геннадий и Александр. Гена умел играть на баяне и летними вечерами он наигрывал разные мелодии и пары под них танцевали. Мы с ребятами специально бегали в сад – заляжем тем среди кустов и зачарованно смотрим, как железнодорожники танцуют вальс. До сих пор, если где услышу мелодию вальса «На сопках Маньчжурии», мысленно уношусь в своё детство.
Однако, наивно было бы считать, что время на станции проходило в веселье, танцах и гуляниях по дорожкам сада. Стрелочники, обходчики, путейцы трудились на железнодорожных путях в любую погоду.
После Сотникова начальником станции стал Паткулла Кенжебаев. Дежурными по станции работали: Алпамыс Тагабергенов и Елтезер Исентаев, мастером пути – Сарсенгали Казиев, механиком СЦБ – Жангир Убаев, телефонистом правительственной связи - Тыныштык Тасмагабетов.
Вообще, самая тяжёлая работа на железнодорожном транспорте – у путейцев. Даже во время бурана их работа не останавливалась – щиты устанавливали для снегозадержания, чтобы не занесло пути. Ставили вручную, на леденящем ветру деревянные щиты воздвигали вдоль полотна. А когда снега собиралось много, эти щиты наращивали вторым-третьим ярусом. В жару тоже не прохлаждались в теньке. Без рубашек, с голым торсом эти люди обслуживали пути. Например, где-то шпалу нужно заменить, и сделать это быстро, пытаясь уложиться в интервал между прохождением поездов. А составы шли круглосуточно.
Возглавлял бригаду путейцев Молдаш Жанабергенов – прославленный человек не только на нашей станции. Достаточно сказать, что он один из двух железнодорожных путейцев Советского Союза, удостоенных звания Героя Социалистического труда!
Молдаш-ага в 14 лет остался без отца. Семья жила бедно, поэтому мальчику не удалось получить образования. После смерти отца перед мальчиком стояла главная задача – помочь матери прокормить семью. Старший брат Молдаша Абдрахман уже работал путевым обходчиком и устроил Молдаша на железную дорогу. С непривычки парню приходилось нелегко, в свободное от работы время он посещал курсы ликбеза, где научился читать и писать. Видя усердие молодого человека, руководство отправило его на курсы бригадиров.
Со временем Молдаш женился, пошли дети. Из восьми ребятишек выжили только четверо.
Особенно трудно пришлось во время войны – путейцев призвали на фронт, на их место встали женщины и дети. Ежедневно путейцам приходилось пешком проходить по нескольку десятков километров, чтобы исследовать пути и устранить неисправность. Работали сутками, по ночам жгли костры, которые и обогревали работяг, и освещали участок работы. Но не останавливалась ни на минуту работа дистанции пути возле Изимбета, пропуская военные эшелоны с грузом.
Поздно, но всё же награда нашла героя. В 1971 году Молдаш Жанабергенов был удостоен звания Героя Социалистического труда с вручением Золотой звезды и ордена Ленина. «Не мне одному Золотая звезда дана, а всей нашей бригаде», - говорил скромный Молдаш.
Вместе с ним трудились путевые обходчики Байтанат Ермагамбетов и Наурызбай Еркебаев, путейцы Жумагали Жумамбетов, Шарип Спанов, Кабекеш Шитов, Кабат Басурманов, Кушман Жексенбаев, Конак Тлеубаев, Ережеп Боранкулов,
В этой же бригаде путейцем работал и мой отец, Жумагали Елеусизов.
Будет неправильно, если я не вспомню наших аксакалов, жителей Изимбета и близлежащих Джуруна, 51 и 53 разъездов, прошедших Великую Отечественную войну. Эти люди прошли горнило боёв и лишений, вернулись в родные аулы ранеными и инвалидами, но продолжили восстанавливать сельское хозяйство. Они никогда не кичились своими фронтовыми подвигами и мало чего рассказывали о военных годах. Привожу их имена по воспоминаниям нашего аксакала Елеша Еркебаева.
Омирбай Абдиров, 1903 года рождения. После войны работал старшим скотником.
Компы Конимкулов,1905 года рождения. Работал старшим чабаном.
Жанабай Бримов, участвовал на Курской дуге, вернулся инвалидом. Работал старшим табельщиком.
Мырзабай Кайырходжаев, 1916 года рождения.
Кожабек Еркебаев, 1905 года рождения.
Койлыбай Абдиров, 1916 года рождения, танкист. Работал позже старшим табунщиком.
Кемал Кусепов, 1916 года рождения. Старший учётчик.
Калды Кубатаев, 1901 года рождения.
Уристен Кубатаев, 1912 года рождения, танкист.
Шакен Алдабергенов, 1907 года рождения. Табунщик.
Жетписбай Имантаев, танкист. Строитель, старший чабан.
Батыргали Андагулов, 1912 года рождения. После войны преподавал в школе.
Капан Сариманов, 1914 года рождения. Дежурный по станции.
Каир Курманалин. Дежурный разъезда.
Каби Умралинов, 1910 года рождения.
Хасен Сарсенбаев, 1923 года рождения. Механик СЦБ.
Наурызбай Еркебаев. Стрелочник.
Василий Лукавенко. Работал на водокачке.
Иван Никитич Данилко. Старший агроном отделения «Пахарь».
Четверо наших земляков не вернулись с полей сражений.
Шарип Мамбетов, 1925 года рождения, младший лейтенант, командир стрелкового взвода. Погиб, освобождая Венгрию.
Александр Иванович Олейник.
Николай Александрович Олейник.
Бакытжан Утаралиев.
Из нашей станции вышли несколько людей, ставшие известными во всём Казахстане.
Кожанияз Байтенович Исентаев, известный нефтяник-экономист, кандидат экономических наук, профессор. Его отец, Байтен, был в Изимбете обходчиком-стрелочником, награждён орденом Ленина. Брат отца Жантеке Исентаев, обходчик путей, награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Кожанияз по образованию геолог, разведчик нефтяных месторождений в Мангистауской области. Он утверждал, что Изимбет, стоит на соляном куполе, входит в территориальную Прикаспийскую низменность и является огромной кладовой, богатой нефтью и газом. Нужна в этом регионе разведка «чёрного золота».
Нуртай Курманалин, учёный исламист, окончил Высшее духовное училище в Уфе. Построил школу-медресе в нашей местности и мечеть в Джуруне. Был репрессирован.
Кадыр Картанов, сильнейший проектировщик водных сооружений, заслуженный строитель РК.