Инстаграм
Факт

Авторизация

Мы в соц.сетях:   
рус
каз

  • Главная
  • Город
  • Регион
  • Общество
  • Криминал
  • Экономика
  • Культура
  • Спорт
Сегодня: 24.05.2025

Решать проблемы простых людей

«Эврика» продолжает публикацию отрывков из книги экс-акима Актобе Каиркожи ЕЛЕУСИЗОВА «Екі дәуірдің тоғысында / На стыке двух эпох». Главы книги опубликованы на казахском и русском языках.

Решать проблемы..jpg

Руководитель аппарата Крым САКТАГАНОВ, первый заместитель акима города Глеб ЩЕГЕЛЬСКИЙ, 
аким города Каиркожа ЕЛЕУСИЗОВ, секретарь городского маслихата Хабиба САРКУЛОВА.

        В пользу кого городской акимат прощал предприятиям долги?
        Почему было важно вырвать коммунальщиков из частных рук?
        Получалось ли работать с оппозицией на опережение?
        С какой целью «кошмарили» рынки и «газелистов»?
        И почему не получилось достойно отпраздновать 135-летие Актобе?

        Ко Дню рождения Актобе аким города в 2002-2004 годах Каиркожа Елеусизов решил поделиться с читателями «Эврики» подробностями своей работы.

        Отчётливо перед глазами стоит 1 ноября 2002 года, день, когда меня назначили акимом города Актобе. Мы с акимом области Ермеком ИМАНТАЕВЫМ ехали в автомашине по проспекту Абилкайыр хана в старую часть города, где в здании городского акимата уже собрался актив, которому меня должны были представить.
        Еду я в машине и на центральном проспекте города вижу столбы без фонарей, перекрёсток проспектов Абилкайыр хана и Алии Молдагуловой – без тротуаров, а на их месте буйно колосятся бурьян и полынь. И это была лишь маленькая часть внешнего вида того беспокойного хозяйства, что мне предстояло принять.

Мы отказались от налогов и выбивали долги
        Уже на следующий день после вступления в должность городские власти вплотную занялись разбивкой газонов, проектированием тротуаров и возобновлением освещения центрального проспекта. Но перед городом стояло несколько несравненно более крупных проблем. Например, взаимоотношения владельцев квартир и КСК, состояние дорог и общественного транспорта, огромные долги по коммунальным услугам…
        Долги по «коммуналке» стали настоящим бичом. По своей сумме они составляли 1,7 миллиарда тенге и вплотную приблизились к годовому бюджету города! «Жылуэнергии» потребители были должны 510 миллионов, а «Акбулаку» - 187 миллионов тенге. Город буквально задыхался от неплатежей – не за что было покупать газ и электроэнергию. Положение осложнялось ещё и тем, что коммунальные монополисты города («Жылуэнергия», «Акбулак» и ТЭЦ) находились в частных руках, и рычаги влияния на них со стороны городских властей были минимальными. Плюс к этому резко выросло число коммунальных аварий, повреждений на линиях, обрывов и вынужденных отключений на инженерных сетях.
        Не будет преувеличением сказать, что по долгам в коммунальной сфере мы ввели подобие чрезвычайного положения. С оценки ситуации в этой сфере начинался рабочий день в акимате, этим и заканчивался.
        Акимат пошёл на невиданный шаг – отказался получать налоги от коммунальщиков в городскую казну!
        Мы предложили коммунальщикам оставить деньги у себя и ими закрывать долги должников перед ними.
        Давали и актюбинцам адресную помощь – 211 миллионов тенге, и жилищное пособие – 246 миллионов тенге. Последнее мы людям в руки не давали, а напрямую платили поставщикам коммунальных услуг за должника.
        Просили руководство АЗФ и АЗХС на 3 месяца вперёд платить за электроэнергию. Она покупалась в России и шла на весь город, а не только на эти 2 завода.
        Нашими лучшими друзьями в тот непростой период жизни города стали директора школ и председатели КСК. Эти категории руководителей мы держали на особом контроле – они ведь знали все семьи и помогали нам выколачивать долги.
        По квартирам и домам ходили контролёры и ежедневно, что называется, пинали горожан: «Должен 1.000 тенге? Плати! Не можешь? А сколько можешь? 500? Давай 500!».
        По богатым актюбинцам была моя команда: «Не жалеть!». На таких мы сразу подавали в суд.
        Практиковался ещё такой подход: «Не можешь платить за комуслуги, а живёшь в 4-комнатной квартире? Давай, меняй на меньшую по площади!». Конечно, революционными методами мы не действовали, но с людьми работали.

Сани готовили не только летом
        Коренной перелом в коммунальной сфере города произошёл, когда мы эти предприятия перевели в муниципальную собственность. Честно говоря, там был бардак – тарифы они задрали, в производство не инвестировали, зарплату работникам платили нерегулярно. А ещё и город не в состоянии были обслужить!
        Когда мы их вернули в государственную собственность, то смогли контролировать тарифы, финансировали из бюджета и могли спрашивать.
        По проспекту Алии Молдагуловой пролегает основная теплотрасса. В 2002-2003 годах на ней постоянно происходили аварии, каждый раз сразу несколько жилых массивов оставались без тепла. Когда мы вернули «Жылуэнергию», то сразу выделили 260 миллионов тенге на ремонт теплотрассы. Капремонт сделали с применением передовых технологий – трубы изолировали пенополиуретаном. И всё! Уже более 15 лет эти трубы там лежат, и никого они не тревожат. Никаких аварий там нет.
        Вопросами жизнеобеспечения города в плане предоставления коммунальных услуг занимался специальный штаб. 15 апреля 2003 года завершился отопительный сезон, а через неделю в акимате – совещание по подготовке к зиме 2003-2004 годов. Был создан штаб по подготовке к зиме и его возглавлял мой первый заместитель Глеб ЩЕГЕЛЬСКИЙ. Заседания проводились каждые 20 дней. Многие тогда не понимали: «Зачем так рано? Ещё целое лето впереди, осень – успеем».
        Отвечу двумя цифрами. Зимой 2002-2003 годов в Актобе было 300 порывов теплосетей, а следующей зимой – только 28(!). Вопросы ко мне есть?

Чтобы здания по кирпичику не разбирали
        При назначении на должность аким области Ермек Имантаев поставил передо мной 3 задачи:
        1. Решить коммунальную проблему и перевести «Жылуэнергию», «Акбулак» и ТЭЦ в коммунальную собственность.
        2. Контролировать общественно-политическую ситуацию.
        3. Решать проблемы простых людей.
        Оппозиция нас тогда критиковала по 2 позициям: социальная защита населения и разгул преступности.
        Мы, что называется, шли наперехват: проводили встречи с населением, опросы, оперативно реагировали на жалобы горожан. Тесно работали с участковыми, создавали опорные пункты полиции, стационарные посты, по городу работали 27 автопатрулей и 25 пеших патрулей.
        Мы усилили персональную ответственность прокуратуры и ГОВД за борьбу с преступностью.
        Была принята программа по борьбе с бедностью и безработицей, рассчитанная на 3 года. На то время малоимущих в области насчитывалось до 100 тысяч человек, 67% из них – дети. В городе в адресной помощи нуждались до 20.000 жителей. Мы выдавали жилищные пособия, из бюджета были выделены деньги на общественные работы.
        Пустующие, бесхозные здания и квартиры были взяты нами на учёт. Мы передавали их в доверительное управление, выставляли на продажу, обращались к предпринимателям, готовым вложить деньги в реконструкцию таких зданий и содержать их – словом, искали разные формы, только бы помещения не пустовали. Главное, чтобы их по кирпичикам не разобрали.
        Начали наводить порядок и внутри дворов. По программе «Дворы», заработавшей в 2003 году, начали создавать первые (на сегодняшний взгляд – примитивные) спортплощадки, чтобы дети играли в песочницах, гоняли мяч, подтягивались на турниках, но не выходили за пределы своего двора.
        Внутри дворов, если помните, стояли «комки» - коммерческие киоски, круглосуточно торговавшие спиртом и водкой на розлив. Безобразия, шум, драки.
        На начало 2003 года их насчитывалось 420, через год - уже 65. Их все мы вывезли насильно, как портящие вид города.
        С парками и скверами мы поступили проще. Денег-то в бюджете нет, а делать надо. Поэтому закрепили их за предприятиями, чтобы те ухаживали. Сквер за памятником Алиби Джангильдину – за ЗАО «КТП», сквер за зданием кинотеатра «Жулдыз» - за СНПС, сквер по улице Кереева – за ТОО «Лад» и т.д. Причём ничего сверхестественного мы не требовали: «Ты хоть деревья побели и скамейки покрась, и то – хорошо».
        Параллельно взялись за городские рынки. Взамен блошиных рынков и барахолок надо было создавать современные, новые, с торговыми центрами, супермаркетом, павильонами, с круглосуточной охраной, видеонаблюдением… За образец нами был взят алматинский рынок «Адем», мы на него равнялись. Утверждены были макеты, эскизы, проекты реконструкции – каждую субботу собирались с директорами рынков.
        И если в 2002 году торговлю на рынках под открытым небом осуществляли 1.280 человек, то в 2003 – уже 782. До конца 2004 года мы планировали всех рыночных торговцев определить в закрытые павильоны. Потому что считали: торговать с земли – позор! Всё-таки в третьем тысячелетии живём.
        Вы, наверное, помните, какие проблемы были с общественным транспортом. На то время было 428 «Газелей», а автобусов – всего 138. Пенсионеры не платили за проезд только в автобусе. «Газели», принадлежавшие разным перевозчикам, по городу не ездили, а носились. Их водители и владельцы зачастую чувствовали себя безнаказанными. Многим, думаю, запомнилась их крайне наглая выходка: однажды вечером они перекрыли микроавтобусами проспект Абилкайыр хана и требовали не штрафовать их за превышение скорости и разрешать брать в салон бесконтрольное количество пассажиров.
        Отдать город на откуп «газелистам» мы не могли и стали приобретать автобусы большой и средней вместимости. Первые 100 автобусов купили в 2004 году.

Бюджет был небольшой, но мы не сдавались
        В 2004 году городской бюджет составил уже 2,7 миллиарда тенге. Плюс к этому мы получили трансферт из областного бюджета – 953 миллиона тенге. Это было уже кое-что. Ведь объекты образования и здравоохранения получали только 30-40% от потребности.
        Городской бюджет финансировал только неотложные и первоначальные нужды, зарплату, детское питание, приобретение ГСМ для городской полиции, медикаменты и питание для больных. И всё! А всё остальное: связь, отопление, текущий и капитальный ремонты – на свои средства, за счёт предоставления платных услуг или силами спонсоров.
        Денег не было даже провести 135-летие Актобе. Горакимат ограничился всего лишь несколькими мероприятиями: концерты в парках и скверах и городской конкурс «Актобе глазами художников». И всё…
        О каких праздниках мы говорим, если за 5-6 лет до моего прихода к управлению городом ввода социальных объектов не было. Что мой предшественник Елеусин САГИНДИКОВ мог сделать на полтора миллиарда тенге – такой у него был бюджет? Да ничего! Сегодня только на один футбольный клуб «Актобе» больше денег дают.
        Но мы в меру своих сил старались.
        В 2003 году был сдан в эксплуатацию 5-этажный 42-квартирный дом в посёлке Новом для работников бюджетных организаций. Он стоял бесхозный, мы его капитально отремонтировали.
        Впервые за счёт бюджета отремонтировали ещё 5 аварийных брошенных домов.
        В 12-м микрорайоне на базе 51-й школы современную гимназию сдали. На 1.400 мест. Жители ждали её 10 лет!
        Газификацию провели в посёлке Садовое и Магаджановском лесничестве. На 2004 год был запланирован посёлок Акжар.
        Подготовили проектно-сметную документацию на новый полигон твёрдо-бытовых отходов.
        Запланировано строительство школ на Шанхае и в Кызылжаре.
        Построен дом по улице Металлургов для 80 участников Великой Отечественной войны.
        Дом по улице Ленинградской начали строить и бросили. 14 лет он стоял. Мы вложили 70 миллионов тенге и достроили его. Первый этаж мы отдали инвалидам.
        Перед Новым 2003-м годом люди смогли заселиться и в 60-квартирный дом по улице Кунаева.
        Постепенно, за счёт инвестиций, набирала обороты и экономика. Был построен завод «Туркуаз» по выпуску подсолнечного масла, начато строительство завода «Коктас-Пайп» по производству стеклопластиковых труб. Местными бизнесменами были построены 3 асфальтовых завода.

* * *
        Прошло 15 лет с того времени, как наша команда управляла городом. С тех пор в кресле градоначальника сменилось 8 человек, и каждый оставил свой след в истории нашего Актобе.
        Нынешний аким Ильяс ИСПАНОВ уже 3 года руководит городом, и ему удалось за это время достичь позитивных результатов.
        Сейчас городская администрация сдаёт 700.000 квадратных метров жилья в год. А в наше время мы впервые сдали 67.000 - и считали это победой.
        Сейчас объём инвестиций в областной центр – 150-160 миллиардов тенге. А мы в 2000 году радовались инвестициям в 20 миллиардов.
        Сейчас количество субъектов малого и среднего бизнеса – почти 38.000. А у нас было 15.000 всего.
        Да и нынешний бюджет в 35 раз крупнее того, 15-летней давности.
        Мы находились в других условиях, были стеснены в финансах и возможностях, но тоже ставили своей целью сделать жизнь в городе лучше и комфортнее.
Записал Виктор ГЕРБЕР
Газета «Эврика», 22 мая 2019 года

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 





Город
Регион
Общество
Криминал
Экономика
Культура
Спорт
Акции

Ещё до начала купального сезона уже утонули двое детей Ещё до начала купального сезона уже утонули двое детей

Деньги вроде бы были, но оказалось – нет Деньги вроде бы были, но оказалось – нет

Решать проблемы простых людей Решать проблемы простых людей

Наука побеждать Наука побеждать

Та заводская проходная, что в люди вывела меня Та заводская проходная, что в люди вывела меня



world-weather.ru/pogoda/kazakhstan/aqtobe/
https://world-weather.ru/pogoda/russia/izhevsk/

HTMLplayer











АРХИВ ГОЛОСОВАНИЙ


  • Главная
  • Авторы
  • Контакты
  • Рейтинги


Рика - рекламно-информационное коммерческое агентство
 Наш адрес: г. Актобе, ул. Ш.Уалиханова, 35
 Тел.: 8 (7132) 212 249;
 Факс: 8 (7132) 212 660;
 Email: rikatv@inbox.ru
Яндекс.Метрика
OldRika
Наверх