Крушение самолёта под Актау: что известно через год после трагедии
Год назад, 25 декабря под Актау потерпел крушение пассажирский самолёт авиакомпании Azerbaijan Airlines. Спустя год после трагедии точные причины катастрофы до сих пор неизвестны, сообщает nur.kz.
Как это было
В феврале, после вскрытия чёрных ящиков, была опубликована хронология страшной авиакатастрофы. Согласно предварительному отчёту, в 05:13:30 воздушное судно находилось в наборе высоты, пересекая высоту 3.500 футов над уровнем моря аэродрома Грозный. Тогда системы глобального позиционирования GPS 1 и GPS 2 не принимали сигналы со спутников, а дальномер не принимал сигналы с наземных станций. Отказов других систем самолёта по данным не регистрировалось.
Первый удар произошёл в 05:13:31 - «фиксируется звуковой удар, сработала звуковая сигнализация отключения автопилота», говорится в предварительном отчёте. После этого упало давление и жидкость в 3-й гидросистеме. В 05:13:36 зафиксирован отказ системы триммирования воздушного судна по тангажу. В 05:13:56 зафиксирован повторный звуковой удар. А в 05:14:58 командир по внутренней связи связался с кабинным экипажем для уточнения ситуации: «Алло, что случилось?». Бортпроводник доложил: «Взорвалось 2 сидения, я… ммм, я не могу подойти, потому что пассажиры встали, я их рассаживаю».
Столкновение самолета с землей зафиксировано в 06:27:58.
Кто погиб и кто выжил
На борту самолёта в момент трагедии находилось 67 человек, включая 5 членов экипажа. Это граждане Азербайджана, России, Казахстана и Кыргызстана. Выжили 29 человек. Все казахстанцы, находившиеся на борту, погибли. Среди них - пятеро взрослых и один ребёнок:
ТУЛЕСИНОВ Сандибек Екибаевич - родился 16 ноября 1988 года в Мангистауской области, проживал в Жанаозене;
ДЖУМАГУЛОВ Бауыржан Джумабаевич - родился 30 сентября 1985 года в Мангистауской области, проживал в Жанаозене;
МАХСУДОВА Галина Растамбековна - родилась 12 января 1978 года в Мангистауской области, проживала в Актау;
ШАЙМЕРДЕНОВА Гаухар Жумагатовна - родилась 17 июля 1975 года в Алматы, проживала в Астане;
сын Гаухар Шаймерденовой - ЖУМАГАТ Эльдар, родился 23 августа 2013 года, проживал в Астане;
ДЖУТАЕВА Салима Аманжоловна - родилась 21 февраля 1995 года в Костанайской области, проживала в Караганде.
Что известно о расследовании
7 января текущего года стало известно, что в Бразилии завершили расшифровку черных ящиков разбившегося близ Актау самолёта авиакомпании Azerbaijan Airlines. Отмечалось, что полученная информация была направлена в Казахстан. 4 февраля появился предварительный отчёт расследования крушения, опубликованный министерством транспорта Казахстана. В нём представлена, в том числе, хронология событий и показаны фотографии повреждений.
В минтрансе сообщали, что итоги расследования авиакатастрофы близ Актау могут озвучить до конца 2025 года. Между тем сразу после авиакатастрофы ряд СМИ сообщил, что крушение азербайджанского самолёта было вызвано российской системой противовоздушной обороны. Министр транспорта страны также заявил, что при крушении самолета близ Актау имело место «внешнее вмешательство». Вице-премьер Казахстана Канат БОЗУМБАЕВ заявил, что опровергнуть или подтвердить ни одну из версий до завершения расследования нельзя.
После этого в Azerbaijan Airlines приостановили полёты в Россию и заявили, что самолет подвергся «физическому и техническому внешнему вмешательству».
Отношения между Россией и Азербайджаном
В январе этого года президент Азербайджана Ильхам АЛИЕВ заявил, что вина за крушение самолета «Азербайджанских авиалиний» близ Актау лежит на представителях России. Позже Владимир ПУТИН в телефонном разговоре с главой Азербайджана принёс извинения за трагический инцидент. В октябре Путин во время встречи с Алиевым пообещал, что Россия даст правовую оценку действиям всех должностных лиц в связи с крушением самолёта AZAL.
Что известно сейчас
В начале этого месяца заместитель премьер-министра Канат Бозумбаев сообщал, что расследование делится на две части. Криминальную составляющую расследует Генеральная прокуратура, которая находится на связи с коллегами из РФ. А само авиационное происшествие - министерство транспорта.
«Министерство транспорта на завершающей стадии расследования. Сейчас ждём окончательное заключение от лицензиаров или владельцев технологий, аэронавигационные приборы и так далее. И, в принципе, по минтрансу готовы будем завершить. Может быть, в этом году или в начале следующего года. А то, что касается части Генпрокуратуры, там тоже подвижки есть. Вы же видели различные заявления лидеров соседних государств. Поэтому мы надеемся, что в следующем году там тоже завершится», - заявлял Бозумбаев.
А накануне вице-президент AZAL Ильхам АМИРОВ заявил, что расследования авиакатастроф могут продолжаться годами. «Например, если идёт какое-то расследование, для анализа какой-то части, прибора, агрегата самолёа его “вскрывают” и изучают в определённых институтах. Это может занять много времени», - отмечал Амиров.
















