Каиркожа ЕЛЕУСИЗОВ: У нашего города большое будущее
«Эврика» продолжает публикацию отрывков из книги экс-акима Актобе Каиркожи ЕЛЕУСИЗОВА «Екі дәуірдің тоғысында / На стыке двух эпох». Главы книги опубликованы на казахском и русском языках.На берегу Илека появятся многоэтажки
- Каиркожа Жумагалиевич! Заступив сравнительно недавно на пост акима города, с какой проблемой столкнулись вы лично?
- Когда работаешь на руководящей должности в районе, области, администрации продолжительное время, понимаешь, что проблем у областного центра достаточно, и все их нужно решать. Однако первое, что неприятно меня удивило, можно даже сказать, обескуражило, проблема жилых дворов и неотрегулированность отношений владельцев жилья. Это заставило меня даже обратиться к жителям по поводу создания кондоминиумов.
Что особенно поражает - многие горожане абсолютно отрешённо относятся к проблеме содержания жилья, необходимости коллективно выбрать форму управления.
- Что вы можете сказать о разгрузке транспортной сети города, испытывающей явные перегрузки в центре старой части города?
- Я считаю, что неплохо бы закрыть транспортное движение по улице Шернияза на отрезке от улицы Уалиханова до Некрасова и сделать пешеходную зону, наш актюбинский «Арбат». Это было бы отлично! Однако, когда мы занялись изучением этого вопроса, столкнулись с возражениями специалистов.
Во-первых, на этом участке пролегает троллейбусная линия, и мы просто не в состоянии разгрузить транспортный поток.
Мы посчитали, что руки в бессилии опускать не стоит, и решили придать подобающее значение скверу, прилегающему к парку имени Пушкина. Он станет, если уже не стал, одним из мест отдыха. Прискорбно, что сам парк утратил былую славу, и в этом вина его хозяев, доведших эту зону отдыха до запустения. Мы неоднократно предупреждали их, выносили соответствующие предписания. Городские власти твёрдо намерены вернуть парку имени Пушкина утерянный статус гордости Актобе.
- Куда будет расширяться город?
- Что примечательно, свободной земли для застройки в городе практически не осталось. За разрешением на отвод земли под строительство обращаются многие, но всех интересует только старая часть города, районы 11 и 12 микрорайонов, аэропорта. Но нам нужно переходить на периферию. Мы работаем над тем, чтобы расширяться в сторону 41 разъезда, за Жилянку. Можно продолжить строительство по направлению посёлка Кирпичный и Хромтау.
И коттеджи возле города, на обочине трасс будут строить не абы какие, а по предложенным эскизам. Руководствуемся мы в данном случае исключительно эстетическими соображениями.
Относительно застройки прилегающей к городу территории можно отметить, что район объездной трассы будет застраиваться многоэтажными домами.
«Комки» остались в прошлом веке
- В одном из предыдущих номеров «Эврики» мы рассказывали о демонтаже уличных коммерческих киосков. Как вы видите их будущее - загоните на второстепенные улицы, во глубину дворов или хотите избавиться от них вовсе?
- Лет десять назад за такие «комки» хвалили. Теперь другое время. Постепенно киоски вытеснялись с центральных улиц города. А теперь наступило время, что нужно убирать их совсем. Есть нормальные торговые павильоны, с канализацией, холодильником, водой, кухней. Такой вариант устраивает вполне. В будущем, возможно, когда появятся супермаркеты, и в них исчезнет необходимость.
Нечего детям шататься по улицам!
- Каиркожа Жумагалиевич! Сейчас городские власти пытаются регламентировать работу компьютерных клубов. Но, согласитесь, подросткам, по большому счёту, некуда пойти, чтобы отдохнуть в выходные дни. О парке имени Пушкина мы уже говорили. Другой городской парк между Саздой и 11 микрорайоном ничем не лучше. Что там есть, кроме неухоженного «чёртового» колеса? В городе что-нибудь будет решаться в этом плане? Может, стоит организовать тендер для предпринимателей, могущих устроить детский отдых?
- По всем этим направлениям мы работаем. Уже ведутся переговоры с заинтересованными бизнесменами. Понятно, что городу нужны и аквапарк, и детские развлекательные центры. Но их нет!
А то, что касается компьютерных клубов... У нас ведь нет претензий к тем из них, которые работают по правилам. Я видел, в каких подвалах располагаются некоторые из них. Заходишь в такой «клуб», а там такой запах стоит, накурено, нецензурщина.
Другое дело, что мы должны делать основной упор на внутридворовой досуг детей. В больших дворах нужно открывать те же компьютерные клубы, спортивные площадки, бары, дискотеки в подвалах. Ребёнок не должен уходить со своего двора!
- Простите, а кто это должен делать?
- Совместно КСК, жильцы при нашей поддержке.
- А когда это будет?
- Уже этим летом мы начинаем эту работу. Больших денег у нас нет, но несколько таких элементов мы, безусловно, создадим. Что, обязательно нужны большие бюджетные вливания? Посмотрите, сколько стоит многоэтажных домов, в которых живут люди разной степени достатка. Что мешает вложить деньги в свой же двор? Другого пути я пока не вижу. Мы обращаемся к предпринимателям с просьбой помочь городу и обустроить места отдыха и занятий спортом для детей в жилых массивах.
Колючая проволока, прожектор и лай собак
- Как вы будете улучшать инфраструктуру городских дворов, если в каждом более-менее приличном дворе уже вольготно раскинулась какая-нибудь автостоянка, а то и целых две?
- Я против того, чтобы занимали дворы, детские площадки, футбольные поля, строили там стоянки или элитные дома.
- За время вашего пребывания в кресле мэра города сколько разрешений на открытие стоянок во дворах вы дали?
- Ни одной. Наоборот, несколько приостановили, а затем отменили решение о строительстве.
Что представляют из себя сегодняшние стоянки? Какой-то лагерь Освенцим. Они там натягивают в три ряда колючую проволоку, устанавливают прожектора. Разве такие стоянки бывают? Мы подготовили эскизы стоянок, предлагаем их владельцам. Хочешь - меняй внешний вид и веди цивилизованный бизнес, нет - уходи!
Акимат разберётся с «Газелями»
- Есть такой анекдот. Было у старика Шумахера три сына: двое - автогонщики, третий - водитель «Газели».
Ваша позиция по общественному транспорту: достаточно «маршруток» или их пора потеснить автобусам?
- «Газели» многим не нравятся. Но, говорят, удобно. Если бы они брали свои 13 пассажиров и ездили аккуратно. Так нет! Набьют салон под завязку, мчатся, за рулём какие-то пацаны. Разве так можно?
Но пока полностью от «Газелей» отказаться тоже нельзя. Пассажирские перевозки по городу осуществляют 150 автобусов и более 400 «Газелей». Другой вопрос - в этом году тендер, и на нём будут предъявлены совершенно иные требования. Мы записали в условия оказания транспортных услуг возраст водителя, его стаж, соотношение автобусов и микроавтобусов.
Будем параллельно увеличивать количество троллейбусов. Вообще, в мире самым удобным и дешёвым видом транспорта считается метро. На втором месте - трамваи, затем - троллейбусы. На каком месте находятся «Газели», наука умалчивает.
Призрачная мечта акима
- Какие ещё планы на будущее у городских властей по развитию облика Актобе?
- Я хотел бы отдельно отметить, что наш город находится в окружении естественных и искусственных водоёмов - это прекрасный источник круглогодичной чистой воды для города. Если раньше Алгинский химзавод сбрасывал в Илек свои отходы, то теперь его нет - вода абсолютно чистая.
Теперь у нас есть такое предложение: помечтать ведь не вредно?! В своё время Василий Андреевич Ливенцов предложил следующий проект. Часть воды Актюбинского водохранилища предлагалось перебросить в Саздинское водохранилище - это километров 10-12 по прямой. Последний водоём, окружённый дачными массивами, испытывает нехватку 6 миллионов кубометров.
В связи с этим есть следующие расчёты, с которыми я уже ознакомил акима области. Мы предлагаем дополнительно 3-4 миллиона кубометров воды перебросить из Актюбинского в Саздинское водохранилище. Излишки воды можно по реке Саздинке подать в Илек. Можно забетонировать часть русла этой реки, протекающей в городской черте, и создать вокруг импровизированную зону отдыха. Это будет просто здорово! Можно будет гулять по городской набережной, купаться в чистой воде, рыбу ловить, в конце концов. Разумеется, проект финансово затратный, и над источником финансирования нужно работать.
Виктор ГЕРБЕР
Газета «Эврика» от 30 мая 2003 года