В Актобе готовился теракт?
Актюбинцы хранили в гараже целый арсенал оружия и гранату. Один из "оружейников" призывал знакомых браться за оружие и убивать людей, сообщает ratel.kz.Как сказано в приговоре, актюбинцы Малик САГЫНДЫКОВ и Михаил ДЬЯЧЕНКО "у неустановленного источника приобрели различные виды огнестрельного оружия и боеприпасы к ним". Если точнее, 2 автомата "АК-103", пистолет-пулемёт "БОРЗ", пистолет модели "ТТ", пистолеты "ПМ", несколько модификаций пистолета Макарова, несколько травматических пистолетов, 4 обреза из охотничьих ружей, 2 ружья "STOEGER", 2 многозарядных ружья "Mossberg", одноствольный гладкоствольный охотничий карабин "ВПО-209", карабин модели "Сайга". Кроме этого, в арсенале были: ручная светошумовая граната, 3 взрывпакета, несколько раций. Вместе с оружием оперативники нашли 97 патронов калибра 9 мм, патроны для обрезов и автоматов, более 100 штук. Всё это хранилось в гараже.
На этот гараж актюбинские оперативники КНБ вышли, когда разрабатывали Сагындыкова по другой теме. Как установили КНБшники, Сагындыков, исповедуя ислам крайне радикального толка, "в целях углубления своих религиозных знаний активно изучал размещённые в интернет-ресурсах статьи религиозного характера, а именно лекции радикального проповедника Абдуллаха Костекского, известного восхваляющими высказываниями в адрес запрещённой террористической организации "Аль-Каида", являющегося 7 последователем идеолога салафитского джихадистского направления Абу Мухаммад аль-Макдиси". В итоге Сагындыков, как сказано в приговоре, пришёл к выводу, что намерение совершить террористический акт является обязанностью каждого мусульманина, и решил пропагандировать это.
Вот такие сообщения он отправлял своим единоверцам в чат: "Радикалы не выходят на митинг, они выходят сразу с АК, остальные пусть выходят" и "таугутские здания можно сжигать на митингах, ваще огонь".
В приговоре есть страшные подробности того, как Сагындыков убеждал единоверца по фамилии ГАРБУЗ убивать людей. К примеру, есть такой эпизод, когда в апреле прошлого года он призывал убить женщину-мусульманку: "17.04.2024 г. примерно в 18-54 часов Сагындыков М.С. по ранее разработанному преступному плану, продолжая свои противоправные действия, с целью влияния на взгляды и мировоззрение Гарбуза А.М., встретился с последним в парке "Авиатор" г.Актобе, где начал убеждать последнего о необходимости совершения насильственных действий по религиозным мотивам, а именно указал на неустановленную женщину, одетую в религиозную одежду "никаб", и, обвиняя её в колдовстве, довёл, что она пытается быть похожей на мусульманку, однако совершает неподобающий для мусульманок поступок, а именно - посещает кладбище, с связи с чем довёл до Гарбуза А.М. необходимость совершения убийства указанной женщины, при этом оправдывая данные действия тем, что если он (Гарбуз А.М.) совершит данное убийство, то получит божественную награду".
А когда единоверец Гарбуз не поддержал идею убийства женщины, то Сагындыков, как сказано в приговоре, начал убеждать Гарбуза, что прямой обязанностью истинного мусульманина является вооружённый джихад по религиозным мотивам в отношении неверующих лиц, в том числе и мусульман, не поддерживающих их религиозные взгляды. При этом привёл в качестве примера историческую аналогию о том, что Пророк и его "сахабы", то есть сподвижники, были воинами, всегда воевали и жили, чтобы есть и воевать. Кроме этого, Сагындыков настойчиво убеждал своего знакомого активно отстаивать радикальные взгляды даже путём совершения теракта. В приговоре приводятся слова, которые он сказал, убеждая своего знакомого: "Конкретно бой надо, все заходим на джихад, два "калаша": один твой, один - мой!". В обоснование серьёзности намерений Сагындыков сказал, что у него имелись два автомата "Калашникова", которые он приобрёл во время "январских событий", один из них у некоего Миши.
То, что он имеет отношение к оружию, хранившемуся в гараже у Дьяченко, Сагындыков отрицал. Да и самого Дьячекно, по его словам, он никогда не знал и увидел впервые только в КНБ. Сам Дьяченко про то, как у него в гараже оказался арсенал, рассказал интересную версию. По его словам, в середине сентября 2023 года, вынося из дома мусор, у мусорных контейнеров он увидел две большие клетчатые сумки. Он хотел выбросить сумки в контейнеры, чтобы мусоровоз, когда приедет, смог их забрать. Когда поднял одну из сумок, она оказалась тяжёлой, внутри, по словам Дьяченко, были железные предметы, открыв одну из сумок, увидел 12 видов оружия, завёрнутого в грязные тряпки. Открыв вторую сумку, он, по его рассказу, также увидел оружие. Оглянувшись по сторонам, принял решил отнести сумки с оружием к себе в гараж.
Однако суд пришёл к выводу, что Сагындыков и Дьяченко всё же были связаны между собой, на основании показаний Гарбуза о том самом Мише, у которого был второй автомат.
"Данное обстоятельство вне зависимости от отсутствия разговоров по телефону (другой связи) между подсудимыми (Сагындыковым и Дьяченко – Д.М.) даёт суду основание полагать, что подсудимый Сагындыков М.С. в разговоре с Гарбузом А.М. говорил о подсудимом Дьяченко М.А., поскольку именно у подсудимого Дьяченко М.А. в гараже найден и изъят целый арсенал огнестрельного оружия, в том числе два автомата модели "АК-103" (Калашников), так как при разговоре с Гарбузом А.М. Сагындыкову М.С. незачем было ему врать", - сказано в приговоре.
Сагындыкова суд приговорил к 9 годам лишения свободы, а Дьяченко - к 5 годам. Приговор ещё не вступил в законную силу.
Дмитрий МАТВЕЕВ
Фото: Mashurov / Shutterstock / FOTODOM