Бесплатное среднее образование – это миф или реальность?
Казахстанские школьники обеспечиваются учебниками бесплатно за счёт государства. Так, по крайней мере, написано в законе РК «Об образовании», который в течение шести лет не исполняется. На самом деле сборы ребёнка в школу родителям влетают «в копеечку». Прокуратура почему–то на это закрывает глаза.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В причинах грандиозного скандала разбирался корреспондент «Эврики».
Честно говоря, именно вопросы, связанные с обеспечением актюбинских школьников бесплатными учебниками, стали главной темой проведённого в редакции нашей газеты круглого стола.
27 июля 2007 года президент нашей страны Нурсултан Назарбаев подписал закон РК «Об образовании» № 319–III ЗРК, который, цитирую: «…регулирует общественные отношения в области образования, определяет основные принципы государственной политики в этой области и направлен на обеспечение конституционного права граждан Республики Казахстан, а также иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, на образование».
То есть, бесплатное образование гарантировано не только казахстанцам, но даже иностранцам, постоянно проживающим в нашей республике. Это, конечно, здорово и поднимает престиж Казахстана на мировой арене.
В статье 47 пункт 3.7 чёрным по белому написано: «Обучающиеся и воспитанники имеют право на: бесплатное пользование информационными ресурсами в организациях образования, обеспечение учебниками(!), учебно–методическими комплексами и учебно–методическими пособиями в порядке, установленном правительством Республики Казахстан».
А что в реальности? Постоянные очереди в книжных магазинах и нехватка учебников перед началом каждого нового учебного года. Разгорелась горячая дискуссия, в которой каждый из присутствующих отстаивал свою точку зрения по наболевшему вопросу.
ГДЕ БЕСПЛАТНЫЕ УЧЕБНИКИ?
Прежде всего, возник вопрос к представителю прокуратуры: собственно, почему не исполняется закон, который был принят ещё шесть лет тому назад? Понятное дело, что народ у нас не слишком продвинут в плане юридической грамотности. Но нельзя же так издеваться над гражданами собственной страны. Для того, чтобы собрать ребёнка в школу, родителям приходится только на учебники потратить более десяти тысяч тенге. И это притом, что государство гарантирует право на их бесплатное получение! Нонсенс, господа!
Абай Иманиязов: – В прошлом году городская прокуратура возбудила уголовное дело по факту непоступления бесплатных учебников в школы Хромтауского района. То есть, в отдел образования книги поступили, а распределения по школам не произошло. В областном центре аналогичных нарушений зафиксировано не было. А в Хромтау пропавшие учебники до сих пор не найдены. Были, конечно, привлечены к уголовной ответственности работники хромтауского отдела образования, которые в ходе следствия возместили причинённый ущерб.
Получается, что родители покупали учебную литературу за свой счёт. Работник прокуратуры, правда, сразу заявил, что подтвердить или опровергнуть эту информацию он не может.
Абай Иманиязов: – По факту неисполнения закона «Об образовании» в части обеспечения всех учащихся бесплатными учебниками мы вопрос пока не поднимали. Охватить все отрасли жизнедеятельности государства невозможно. Газета «Эврика» подняла этот вопрос, и мы будем работать в данном направлении.
Ляззат Уразбаева: – Во всех школах у нас есть библиотеки. Учебников должно хватать, но во всех школах города у нас переуплотнённость. Да, согласно закону «Об образовании» мы обязаны каждого ученика средней школы обеспечить учебниками на 100%. Учебников, конечно, не хватает. В этом году нам их поступило на общую сумму 45 миллионов тенге. Бесплатными учебниками в первую очередь обеспечиваются дети–сироты, многодетные семьи и малоимущие. Распределение идёт по графику. Я не скрываю, что нам не хватает учебников. Если в прошлом году количество учащихся было 49.818 детей, то на 1 сентября эта цифра увеличилась более чем на 2.000.
Юрий Тарасенко: – А вообще, это прогнозируемая цифра? Откуда берутся такие данные?
Ляззат Уразбаева: – Естественно, мы делаем прогноз. Каждый квартал наши специалисты проводят мониторинг. На конец мая 2013 года прогнозируемое количество учащихся по программе «Всеобуч» составляло 50.500 человек. В данный момент у нас в школах учатся 51.854 ребёнка. Причём, по прогнозу, в первый класс в этом году должны были пойти 5.800 детей, а фактически за парты первого сентября 2013 года сели 6.800 первоклашек. Мы всегда обращаемся со своими рекомендациями в министерство образования и науки перед ежегодным августовским совещанием.
Юрий Тарасенко: – Ну, и какие результаты? Становится лучше или как?
Ляззат Уразбаева: – Да, становится лучше.
Юрий Тарасенко: – А вот вы назвали категорию «сироты и малоимущие». Эта цифра увеличивается, уменьшается или остаётся прежней?
Ляззат Уразбаева: – Я делала анализ по данным за последние три года. Этот показатель в среднем составляет 3.000 – 3.500 детей.
Юрий Тарасенко: – Значит, это то количество детей, которых вы реально на сегодняшний день обеспечиваете учебниками?
Ляззат Уразбаева: – Нет, мы обязаны обеспечивать всех учащихся, но в реальности учебников не хватает. В каждом классе должно быть 25 детей. Но на самом деле в некоторых классах отдельных школ обучаются до 35 учеников. Мы ежегодно даём заявки на финансирование, но количество учеников растёт с каждым годом.
КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?
Ляззат Уразбаева: – В следующем году вопрос о переиздании учебников будет решён. Такого частого переиздания просто не будет в принципе.
А вот здесь возникает вполне закономерный вопрос: в Казахстане издательством учебников занимаются лишь две профильные организации: «Атамура» и «Мектеп». Почему–то каждая школа решает, по каким учебникам вести образовательный процесс. Самое интересное, что программа среднего образования, утверждённая министерством, одна, но учебники, выпущенные вышеуказанными издательствами, различаются по содержанию заданий. Да и сами задания порой вызывают сомнения.
Например, в учебнике по математике издательства «Атамура» за 2011 год есть такая задача: «Автомобиль за первый час проехал 56 километров. За второй час автомобиль проехал 7/8 пути, который он проехал за первый час. За третий час автомобиль проехал 0,75 расстояния второго часа пути. Вопрос: какое расстояние проехал автомобиль?». Здесь же даются варианты ответов:
А) 152 км;
Б) 168 км;
В) 172 км;
Г) 150 км.
Весь прикол заключается в том, что в результате математических вычислений получается цифра 141,75 км. И это не впервые, когда ответы абсолютно неадекватны заданиям, либо само условие задачи составлено неверно. Возможно, это опечатки, но ведь кто–то должен контролировать качество учебников. В итоге ребёнок получает большой стресс и теряет интерес к процессу обучения.
Ляззат Уразбаева: – Учебная программа утверждена единая для всех. Просто издания учебников разные.
Аман Кудайбергенов: – Затронута очень правильная тема. Я считаю, что не выполняется закон. Это связано с нашей административной системой. Да, выделяются деньги на капитальный и текущие ремонты, но проблема с учебниками отодвигается несколько на второй план. Сейчас финансирование образования заметно улучшилось, но изданием учебных пособий занимаются частные фирмы. Думаю, что необходимо создать определённую структуру на государственном уровне, которая бы занималась вопросами издания и обеспечения школ в Казахстане учебниками. Нужно создать этот механизм и назначить ответственных работников, которые бы отвечали за его действие. Ведь в советское время такой механизм работал. Учебники бесплатно раздавались в школьных библиотеках и служили 3–5 лет. Почему бы и сейчас не ввести подобную практику?
НЕСТАНДАРТНАЯ СИТУАЦИЯ
Юрий Тарасенко: – Учебный год начался, но возле магазина «Атамура» по проспекту Абилкайыр хана до сих пор стоят очереди – учебников не хватает! Людей на «скорой» оттуда увозят. А не кажется ли вам, что эта чехарда с учебниками, сложившаяся на протяжении нескольких лет, связана с тем, что у нас в Казахстане не выработан стандарт образования? Государство ещё само не поняло, какого выпускника средней школы оно хочет получить. Что оно хочет от первоклашки и одиннадцатиклассника? В советское время существовал стандарт в педагогике. Все знали, что любой первоклассник откроет один и тот же букварь. Был стандартный выпускник школы, учащийся ПТУ, техникума и студент института. И родители, и дети знали, чего им ожидать в будущем от системы образования. А сегодня я определённого стандарта образования попросту не наблюдаю. Если бы он существовал, то у нас был бы единый учебник, например, по математике на протяжении 20 лет. В этом случае учебное пособие можно было бы сдавать в библиотеку. Учебник мог бы «жить» пять лет и более.
Ляззат Уразбаева: – С 2015 года так и будет. Мы уже готовимся к этому.
Юрий Тарасенко: – Но это будет только с 2015 года. А стоило ли разваливать советскую систему обучения? Здесь попахивает криминогенной составляющей. Вопрос по этому поводу, скорее всего, необходимо задавать людям в погонах. Нужно, чтобы та же прокуратура провела определённый анализ этого вопроса. Ведь некие высокопоставленные чиновники в государственных структурах, владея печатным станком, отбирают львиную долю заказов на издание учебников. Вся чехарда из–за этого и происходит. Выгодно каждый раз переиздавать учебные пособия – это же чистая прибыль в свой карман из государственного бюджета. А что будет с системой образования, их не волнует. По моему мнению, среднестатистический школьник–троечник восьмидесятых годов сейчас бы мог претендовать на золотую медаль. Система профтехобразования тоже была на высоком уровне. Мне стыдно за своё государство, которое не определилось со стандартом образования. У нас уже растёт второе–третье поколение людей независимого Казахстана. Нет желаемой отдачи от выпускников школ и вузов. Можно провести аналогию: в медицине всё зависит от компетенции врача, а в педагогике – от уровня преподавателя. Как учитель будет проводить образовательный процесс, такие знания и получит обучающийся.
ПОДПОЛЬНЫЙ БИЗНЕС
Горячая полемика возникла вокруг «подпольных» учебников. Кстати, в понедельник, 9 сентября, когда началась вторая неделя нового учебного года, в очереди за учебниками в магазине корпорации «Атамура» стояло порядка двадцати человек. На вопрос: «А есть ли учебники?» народ дружно проворчал: «Очередь подойдёт – узнаем». Потенциальные покупатели учебных пособий сказали, что нужные учебники есть на прилавках Центрального рынка в достаточных количествах, но цены на них гораздо выше.
Юрий Тарасенко: – Подпольный рынок учебников существует, но его мало кто изучает. Если пойти на рынок, то можно встретить нестандартные учебники – это уже вопрос к СЭН. Качество бумаги, печати – другое. Вот эти печатные издания продаются на рынке гораздо дешевле, чем «оригиналы».
Аскар Садыков: – Спрос рождает предложение. Те люди, которые гонятся за прибылью, делают всё что угодно. Если есть вакуум, который можно заполнить, предприимчивые граждане его заполняют. Я отец шестерых детей, трое из которых ходят в школу. Только на учебники для каждого ребёнка мне пришлось потратить 14.000 тенге. А вообще сборы в школу обошлись мне в 150.000 тенге. Для среднестатистической казахстанской семьи это роскошь.
Абай Иманиязов: – У нас в производство поступило задание по защите прав потребителей, касающееся учебников. Будет решаться вопрос по фальсификатам учебных пособий. Вопрос об исполнении статьи 47 закона «Об образовании» в части права обучающихся на бесплатное обеспечение учебниками более глобален, и он тоже будет поднят. Но здесь проблема касается бюджетного финансирования. Возможно, оно недостаточно.
Юрий Тарасенко: – Возникает такой риторический вопрос: чиновники от образования обращались ли к депутатам по данной проблеме? Ведь вся законотворческая инициатива исходит от народных избранников. Ежегодно в нашей области и по стране в целом проводятся педагогические конференции, где присутствуют высокопоставленные чиновники и депутаты. Направлялся ли запрос к депутатам мажилиса или сената парламента?
Ляззат Уразбаева: – В прошлом году на конференции этот вопрос поднимался.
Аскар Садыков: – Ну, задавать вопрос устно – это одно, а направить письменный запрос – абсолютно другое дело. Если вы письменно изложите те вопросы, которые поднимались на августовской конференции, а министерство образования и науки инициирует какие–либо поправки в закон «Об образовании» в мажилис парламента, то все ваши замечания без внимания не останутся. Я, как представитель партии, обязуюсь это довести до парламентской фракции «Ак жол».
ФОРМЕННЫЕ СТРАСТИ
Думаю, многие помнят, что в советское время на всём пространстве СССР у школьников была единая форма, которая регламентировалась Госстандартом (ГОСТ). Сейчас определённых критериев по форме в Казахстане нет. Как правило, большинство школ принимает следующее решение: белый верх, чёрный низ. Хотя в некоторых средних учебных заведениях есть своя форма, которая предписана уставом школы. Бывали случаи, когда форму руководство школы настоятельно рекомендовало покупать или шить в неких аффилированных магазинах или ателье. Понятно, что не за красивые глазки, а за свой интерес. Сейчас ведётся разговор, что скоро всё вернётся на круги своя, и все учащиеся будут носить единую форму.
Ляззат Уразбаева: – Последние пять лет рекомендации от министерства образования по поводу единой школьной формы поступают. Мы их передаём руководству школ. Я считаю, что форма должна быть единой, как это было в советское время.
Юрий Тарасенко: – Простите, а откуда такое убеждение, что ученики должны носить единую форму? На чём оно зиждется?
Ляззат Уразбаева: – Это моё личное мнение, как педагога с 25–летним стажем. Кроме того, этого мнения придерживается большинство родителей. Многие родители – это дети Советского Союза. Даже ученики хотят, чтобы у них была единая форма. Этот вопрос решается вместе с родительским комитетом в каждой школе. На сегодняшний день нет определённой формы – в каждой школе она своя. Но я считаю, что она должна быть единой по республике.
Аман Кудайбергенов: – Я сторонник единой формы. Мотив у меня следующий: во–первых, форма дисциплинирует, а во–вторых, нивелируется социальное неравенство. Конечно, форма не должна быть коричневая и мрачная, как в советское время. Каждая школа может разработать свой дизайн, как это делается на Западе. Да, должен быть республиканский образец, но каждая школа вправе внести свои дополнения. Форма очень важна. Я был в Европе, посещал учебные учреждения. Там ношение формы – это правило.
Юрий Тарасенко: – Это частные школы или государственные образовательные учреждения?
Аман Кудайбергенов: – Я был в государственном колледже и в средних школах.
Юрий Тарасенко: – Хорошо. Как там форма приобретается? Централизованно шьётся или родители её где–то покупают?
Аман Кудайбергенов: Если честно, я не знаю.
Юрий Тарасенко: – Я понимаю, что, например, в частной школе «Шанырак» такую форму можно придумать, а как в остальных обычных бюджетных средних школах подойти к этому вопросу? Я умеренный сторонник не ношения школьной формы. Да, в каких–то закрытых учебных заведениях она должна быть, но нельзя её навязывать для общеобразовательных школ.
Аман Кудайбергенов: – Есть государственно–частное партнёрство. Можно сделать дизайн и шить недорогую форму для каждой школы. Не надо только делать инкубатор, когда по всей республике все дети будут ходить в одинаковой форме.
Абай Иманиязов: В общеобразовательных школах форма должна быть. А в каких–то частных закрытых учебных заведениях она, наоборот, необязательна. Потому что в простых школах учатся дети из разных социальных групп. Не должно быть заметно социального расслоения среди учащихся.
ОЙ, ПОЛНЫМ-ПОЛНА КОРОБУШКА, ЕСТЬ И СИНТЕЦ, И ...
А вот здесь уже возникли вопросы к представителю ДКГСЭН. Понятное дело, что сейчас ткань в нашу страну импортируется из многих стран мира. Ну нет у нас нормальной текстильной промышленности! Местные предприятия покрывают лишь около 10% внутреннего рынка. 80% выращиваемого хлопка–сырца в Южном Казахстане уходит на экспорт. Откуда везём готовую продукцию? В основном из Китая и Турции. Качество… да вы в курсе. «Дёшево, но сердито» может обернуться аллергией, другими расстройствами кожных покровов. А если сюда ещё и статическое электричество добавить…
Синтетика, которая намного дешевле натурального хлопка и льна, имеет низкую гигроскопичность, из–за чего влага, которая выделяется с кожи человека, плохо впитываясь в волокна, закупоривает воздушные поры, затрудняет циркуляцию воздуха, понижает теплоизоляционные свойства ткани.
Ткани, содержащие синтетические волокна, характеризуются длительным удерживанием неприятных запахов, хуже отстирываются. Такие ткани электростатичны. Летучие компоненты химволокон (в том числе и токсичные) могут выделяться на протяжении нескольких месяцев при глажке белья.
Айсауле Уралбаева: – Детская одежда должна соответствовать всем казахстанским стандартам. Пока вопрос по поводу безопасности школьной формы не возникал.
Юрий Тарасенко: – Но ведь форму и ткань, из которой её шьют, нужно проверить на качество, на безопасность!
Айсауле Уралбаева: – Мы определяем безопасность тканей и школьной формы, а что касается качества, то этот вопрос курирует департамент метрологии и стандартизации.
ПЫТАНИЕ ПРО ПИТАНИЕ
По словам руководителя городского отдела образования, на каждого ребёнка из бюджета на обеспечение горячего питания выделяется 120 тенге. Питанием в средних школах обеспечены ученики младших классов, а также дети–сироты и учащиеся из малообеспеченных семей. Но не во всех школах есть возможность организовать горячее питание. Где–то детям могут предоставить только буфетное обслуживание: чай с булочкой и тому подобное. В этом случае из бюджета выделяется 80 тенге на учащегося.
Ляззат Уразбаева: – Деньги выделяются под каждую конкретную школу. Для буфетного питания предусмотрен фруктово–молочный завтрак. Там, где есть возможность организовать горячее питание, ребёнок получает первое, второе и третье блюда. В прошлом году с буфетным питанием было шесть школ по городу, в этом году их осталось только четыре. Вопрос постепенно решается. Все пункты общественного питания обслуживаются арендаторами. Только в 40–й школе есть штатный повар.
Аскар Садыков: – У меня возникает большой вопрос по поводу квалификации поваров, которые работают в школьных столовых, наличия у них медицинских книжек. Почему бы не сделать, как в соседнем Оренбурге, комбинат общественного питания? Раньше ведь была базовая кухня? Этот вопрос как–то поднимается и перед кем?
Ляззат Уразбаева: – Да, конечно, перед местной исполнительной властью, перед депутатами городского маслихата. Я три раза уже поднимала этот вопрос. Лично делала все расчёты.
Аскар Садыков: – Я, как предприниматель, говорю, что этот вопрос можно решить. Я готов в рамках государственно–частного партнёрства поставлять горячее питание во все городские школы. Понятно, что предпринимателей, готовых оказать такие услуги, найдётся немало. Это нормальная конкурентная среда.
Ляззат Уразбаева: – Аскар Аманбаевич, если вы готовы это сделать, я ещё раз подниму вопрос об организации горячего питания.
Естественно, грех было не спросить специалиста санэпиднадзора: как, собственно говоря, составляется меню, и кто это контролирует.
Айсауле Уралбаева: – Есть у нас санитарные правила и нормы (СанПиН), которые регламентируют организацию питания в общеобразовательных школах. Там указано, что работник точки общественного питания или школьный диетолог (медработник) составляет перспективное меню на две недели. Оно составляется согласно мощности объекта. С нами согласовывается меню и ассортимент продукции. Главный критерий – выход готовой продукции. Так как горячим питанием в полном объёме должны обеспечиваться ученики начальных классов, расчёт ведётся для категории детей в возрасте от 7 до 11 лет. Норма выхода первых блюд – 200–250 г, вторых – гарнир/рыба (котлета) – 200/100 г, яйца, творог – 200 г, салат – 80 г. И компот (чай, сок, кисель) – 200 г.
Конечно, об образовании в нашей стране можно говорить очень долго. Вопросов больше, чем ответов. Но все участники дискуссии пришли к единодушному мнению, что весь опыт, наработанный годами в советское время, забывать нельзя. Мы опять тем или иным образом к нему возвращаемся.
Владимир БУРЬЯНОВ,
|