Смертельный забег
В местных, актюбинских, реалиях всё гораздо проще, и даже от соревнований международного масштаба (были же участники из Оренбурга, значит, международного) слишком много ожидать не стоило. Лошади у нас попроще, это не раз подтверждали и судьи, и тренеры, и представители федерации конного спорта. Хотя и за наших скакунов владельцам пришлось выложить тысяч по 30 долларов, как минимум, так что не придерёшься. К публике тоже цепляться глупо: в наш зябкий холодный октябрь шляпки и костюмы – это попросту непрактично.
А вот сам ипподром находится в состоянии достаточно печальном. Трибуны ремонта не видели, кажется, уже порядком, краска осыпается, а местами виднеются влажные разводы. Удобных сидений также не предусмотрено, асфальт потрескался, а о современном техническом оснащении и говорить не стоит. И вроде бы дорогой спорт, находятся же деньги на коней и экипировку. Почему бы и ипподром достойный не оборудовать?
И сбоку бантик
Подготовка к кубку шла прямо в утро, когда проходили соревнования. Уже собравшиеся на трибунах зрители от нечего делать наблюдали за тем, как отмывают и обтягивают ленточками подарочную «Лада–Гранта». Именно её и обещали тому, кто займёт первое место в аламан байге.
– Вы бы хоть эту ленточку на антенну натянули, что ли, – подсказал один из зрителей, свесившись с трибуны. – Так красивее будет. А то посмотрите, как бедно выглядит, если так оставить. Нельзя же так...
Пожелания вроде как учли, но заново возиться с лентами и украшать ещё и антенну никто не стал. Новую волну негодования вызвал баннер с названием соревнований, который не очень удачно установили так, что перекрывался вид на финишную линию. Но его всё–таки убрали, чтобы никому не мешать.
Кто на коне? Я на коне
Открывал соревнования аким Актобе Ильяс ИСПАНОВ. Актюбинцы уже привыкли, что наш глава города и на велосипеде катается, и в марафонах бегает, и плавает. В субботу они смогли убедиться, что он и в седле умеет держаться. Странно было бы не уметь, учитывая, что он и является президентом актюбинского филиала республиканской конно–спортивной федерации.
А вот отловить вице–президента Азата ЖУКЕНОВА оказалось не так уж и просто. Он сам бегал по ипподрому столько, в том числе и мимо поджидающих журналистов, что, кажется, отдельный кубок заработал. После нескольких отмашек интервью получить всё–таки удалось.
– Сегодняшнее наше мероприятие посвящается закрытию сезона, – прокомментировал он. – Прибыли участники из всех городов Казахстана и из России. Из фаворитов приехали из Караганды хорошие лошади, они побеждали в крупных республиканских соревнованиях. Победителям аламан байги достанется автомобиль, а призовой фонд составляет 1 миллион тенге.
Цель и средства
В том, что спорт – занятие непредсказуемое и чреватое травмами и несчастными случаями, собравшиеся на скачки зрители могли убедиться воочию. После одного из забегов конь с наездником из Костаная, преодолев финишную черту, рухнул на землю. К нему тут же поспешили судьи, ветеринары и сотрудники правоохранительных органов. Они пытались откачать животное, но не прошло и нескольких минут, как лошади не стало. Наездник, к счастью, не пострадал.
О том, почему произошёл несчастный случай, организаторы распространялись неохотно. Всякое бывает, и во время веломарафона люди падают. Ничего страшного. Вот только умирающее животное, которое только что бодро мчало по ипподрому, точно не скоро забудешь. Возникает законный и, может быть, несколько циничный вопрос: а стоила ли «Лада–Гранта» таких потерь? Да и для наездника уж точно переживания не самые приятные.
А чуть позже, незадолго до финиша аламан байги, случилась ещё одна неприятность: конь выбросил наездника из седла, и тот ударился о металлические ограждения. Подросток не смог подняться самостоятельно, ему потребовалась помощь дежуривших на ипподроме медиков.