ПАРЕНЬ, ТЫ НАМ НУЖЕН!
– Агай, я туда не поеду, – всё твердил Камран перед отъездом в Азербайджан своему тренеру Булату АРЫНГАЗИЕВУ. – Языка толком не знаю, письменности, читать на азербайджанском не умею.
– Сынок, я тоже люблю родину. Но олимпийский цикл уже начался, и держать тебя здесь я не имею права, – в который раз уговаривал тренер своего воспитанника. – Если ты олимпийский цикл пропустишь, то останешься просто мастером спорта.
Арынгазиев посадил Камрана на поезд до Атырау. До Астрахани он добрался на такси. А оттуда уже – до Баку. На дворе стоял декабрь 2014–го.
В Баку парня встретили с распростёртыми объятиями. На чемпионате Азербайджана он сначала стал вторым, потом – первым. Выиграл международный турнир «Великий Шёлковый путь». Стал вторым на кубке мира среди нефтяных стран. Завоевал лицензию на Олимпиаду.
В Рио–де–Жанейро Камран дошёл до полуфинала и проиграл кубинцу Арсену ЛОПЕСУ, завоевав тем самым бронзовую медаль.
ЗАЧЕМ ПОКУПАТЬ ЧУЖИХ?
Намик АТАБАБАЕВ приехал в Актюбинск в 1986. Здесь же женился, родились двое пацанов – Камран и Каман. Последние полтора десятилетия Намик работает на одной из станций технического обслуживания автомобилей мотористом.
– Когда Камран родился, вместе с коляской я купил ему боксёрскую грушу, – вспоминает Намик. – Когда–то сам мечтал стать боксёром, но у меня не получилось. Хотел, чтобы из сына вышел толк в этом виде спорта.
– Камран – порядочный, добродушный и ответственный парень, – говорит о своём ученике Булат Арынгазиев. – В 13 лет на чемпионате Казахстана он показал хороший бой. Мырзагали Айтжанов, наш главный тренер, тогда встал и показал большой палец. Просто надо было парня поддержать. Таким ребятам много не надо. Нужно, чтобы хватало на жизнь и отправляли на соревнования. С Камраном я столько ходил, просил. Одно время, при акиме Мухамбетове, ему платили стипендию, а потом сняли. Но нам же, как выясняется, чем вкладывать в своих – выгоднее покупать потенциальных олимпийцев в Китае, или из России завозить.
ЗАВИСТЬ, ЛОМАЮЩАЯ СУДЬБЫ.
– Камрану посоветовал в Азербайджан уехать я, – признаётся тренер Арынгазиев. – А что делать, если он сидел и ждал, когда его вызовут на учебно–тренировочные сборы, а вызова всё не было. Оказывается, кто–то сообщил, что у Шахсуварлы – серьёзная травма и он не может принять участие. Какая травма? Просто была рассечена бровь! Обычная человеческая зависть людей, считающих себя великими тренерами. Если у кого–то нет достойных воспитанников, то их не должно быть ни у кого.
Так у Камрана остался единственный выход – ехать в Азербайджан. С ним поехал и младший брат, тоже увлекающийся боксом. В Баку вернулась и мать Камрана – восстанавливаться после тяжёлой операции. Глава семейства Намик верит, что со временем вся семья соберётся вновь под казахстанским шаныраком, потому что другой родины у его сыновей нет. А пока Намик Атабабаев скитается по съёмным квартирам и следит за успехами старшего сына по телевизору.
Виктор ГЕРБЕР,