Дамоклов меч
Я связался с генеральным секретарём профсоюза футболистов Казахстана Айгерим САБРАЛИЕВОЙ и задал несколько вопросов, интересующих многих.
– Айгерим, как вам видится ситуация в ФК «Актобе»? Грозят ли какие-либо меры клубу?
– У ФК «Актобе» скопилось немало долгов, в том числе и за 2015 год. Суммы задолженностей отражены не только в трудовых договорах, но и в гарантийных письмах. Бывший директор Василий Юрченко дал их, где чёрным по белому указал, что клуб погасит все долги до февраля 2016 года. Но клуб по сей день не исполнил своих обязательств.
Насколько мне известно, у ФК «Актобе» была задолженность и в сезоне 2016 года, когда игрокам не платили более чем за три месяца. Это является грубым нарушением прав футболистов согласно регламенту по статусу переходов игроков ФИФА. Задолженность более чем на 90 дней является основанием для расторжения трудовых договоров без выплаты какой-либо компенсации в пользу клуба. Как я понимаю, по этой именно причине клуб упустил нескольких ключевых игроков.
Эта норма не имплементирована в казахстанском регламенте, но это не значит, что этого права у казахстанских футболистов нет, так как регламент ФИФА по иерархии стоит выше.
Долгов немало. По крайней мере, суммы немаленькие, и надеяться на то, что это всё как-то рассосётся или исчезнет куда-то, не приходится. Я бы рекомендовала руководству клуба посмотреть реальности в глаза, составить список долгов, начать процесс переговоров и процесс погашения этих долгов.
– Бытует такое мнение: клуб существует на государственные деньги, значит, все конфликты должны решаться в гражданских судах.
– Это в корне неверно! Да, у нас большинство клубов содержатся за счёт государства, но нам всем всё-таки нужно мыслить по футбольным законам и правилам. ФИФА – это государство в государстве. Когда в ФИФА входит та или иная страна, она берёт на себя определённые обязательства по соблюдению всех требований этой организации.
Одним из требований является неукоснительное соблюдение регламентов ФИФА. Если какая-то страна или клуб их не соблюдает, ФИФА имеет право налагать санкции: штрафы, исключение с определённых турниров, временное или постоянное исключение из организации.
Нужно понимать, что мы приняли на себя обязательства соблюдать корпоративные правила ФИФА. Казахстан член ФИФА и УЕФА, следовательно, все участники футбольной деятельности внутри страны должны соблюдать требования этих организаций. ФИФА, обладая большими доходами, не заинтересована в том, чтобы все знали о тех суммах, которые крутятся в футболе. Потому были созданы свои юридические органы.
Палата по разрешению споров – один из них. Если возникают конфликтные ситуации с клубами, игроками, судьями, тренерами, лигами, то мы их решаем, во-первых, путём переговоров, во-вторых, через ПРС (Палата по разрешению споров). Если есть международный компонент, то иностранец может обращаться напрямую в ФИФА, где также есть международная Палата по разрешению споров. Потому это большое заблуждение, что если клуб государственный, то может исполнять только решение, вынесенное судами.
Если ФК «Актобе» хочет участвовать в соревнованиях под эгидой ФИФА и УЕФА, то он должен соблюдать все регламенты Федерации футбола. Соответственно, исполнять все решения ПРС. На сегодняшний день я знаю несколько решений Палаты в пользу игроков, но клуб упорно их не исполняет, предлагая обращаться в суды и ждать их решения.
В прошлом году у нас была практика обращения в государственные суды. Это получилось потому, что ПРС при Федерации находила какие-то причины не рассматривать заявления игроков в отношении ФК «Актобе», поскольку членом палаты был Дмитрий Васильев, который лоббировал свои интересы. Это моё мнение. Суды 4 раза отказывали в принятии исковых заявлений, ссылаясь на то, что ПРС не вынесла свой вердикт. Обязанность Федерации футбола доносить руководителям клубов процедуру разрешения споров и уважение нормативных документов ФФК.
– И ещё одно мнение многих: кто контракты составлял, тот пусть и платит. То есть, прежнее руководство.
– Чушь! Директор в первую очередь представляет клуб, его уполномочили руководить футбольным клубом. Деятельность руководителя клуба должны контролировать те, кто финансирует клуб. Долги перед футболистом не у бывшего, или бывшего-бывшего, а именно у организации. Потому футбольный клуб, неважно в чьём лице, должен исполнить эти обязательства перед своими работниками.
Вопрос выбора и назначения директоров: насколько они порядочные и так далее, это ответственность тех, кто их назначает. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы в клубах работали максимально порядочные люди. Ну, а если вы назначили человека директором, дали ему допуск к фирменным бланкам и печати, будьте добры заплатить. ФК «Актобе» не расплатился по заработной плате с некоторыми своими игроками за ноябрь и декабрь 2015 года!
– Большая ли очередь из не получивших своё?
– Насколько мне известно, за сезон 2015-16 года есть как минимум 5 человек, которым не заплатили за ноябрь-декабрь 2015 года, с гарантийными письмами до февраля 2016 года. Также есть игроки, с кем были расторгнуты трудовые договоры, и им должна была быть произведена выплата компенсации за досрочное расторжение контрактов.
Сейчас у нас есть возможность в течение месяца-двух решить этот вопрос всё-таки через Федерацию – точнее, ПРС ФФК,
Если это не будет решено через Федерацию, или если клуб не будет исполнять принятые решения Федерации, мы будем вынуждены обращаться в ФИФА, обосновывая обращение бездеятельностью Федерации в отношении своих членов. Уже более года игроки не могут получить свои деньги, и это очень серьёзно. Мы даём месяц-два на нахождение компромисса. Иначе будет коллективное обращение в международные инстанции.
– В прошлом году некоторые игроки всё-таки получили свои деньги через гражданский суд. Значит, не всё так страшно, и можно дальше придерживаться такой тактики, идти проторённым путём?
– Насколько мне известно, немногие игроки получили деньги через суд. Был прецедент в апреле-мае с отдачей довольно внушительной суммы, а потом, как мы поняли, этот путь закрыли. Начали просто отфутболивать. Как в Федерации, так и в судах. Мы думаем, что это случилось с поддержки и по просьбе клуба.
Я была на нескольких заседаниях и видела, как выносятся решения. Де-юре согласительные комиссии есть, а де-факто их не существовало. Суды безосновательно оставляли дела без рассмотрения. Тут дело даже не в квалификации наших юристов, а в самой системе. Казалось, что было содействие, а то и давление на суды.
Мне печально наблюдать за тем, что происходит в «Актобе». Хочется, чтобы новым руководителям объясняли, какова система футбола и как это всё обустроено. Есть же ещё имиджевая сторона. В Европе, если клуб не оплачивает свои долги, к нему падает доверие у всех. Люди тысячу раз подумают, идти туда или нет.
Конечно, у нас нет сейчас элиты футбольных руководителей: люди часто меняются, но надо к этому стремиться, обучаться. Мы очень надеемся, что рано или поздно осознание того, где они сидят, с чем и кем работают, придёт ко всем. Начинать надо с малого: платите вовремя заработную плату, не обещайте того, чего не сможете выполнить. В свою очередь, акиматы должны ставить на такие должности профессионалов своего дела.