Бросай глупить, вставай на лыжи
Рядом с учениками идут и преподаватели физической культуры. Они пересчитывают своих подопечных и направляются к административному зданию. Во время самого урока мало кто из них решается выглянуть из тёплого помещения к бегающим на зимнем морозце школьникам. А зачем? Дети играют на специально отведённой для этого территории, они под присмотром. Лишний раз встревать в веселье как будто бы не требуется.
Страшно опоздать
Директор лыжной базы «Патон» Василий ГОНЧАРОВ уверен: современные уроки физкультуры требуют совершенно иного подхода. Да и не только они, раз уж на то пошло. Перекраивать необходимо всю систему образования, чтобы занятия приносили детям пользу, а учителя не отсиживались в сторонке, а по–настоящему выполняли свою работу.
– Всю школьную программу надо подвергнуть экспертизе, – считает Василий Николаевич. – Узнать, что она даёт, какие знания вообще должны получать школьники в XXI веке. Везде говорят, что к 2050–му году мы должны выйти в мировые лидеры, но для этого уже сейчас необходимо что–то менять. Я и в акимате это не раз говорил, что нужно начинать учить детей сегодня. Иначе опоздаем!
Будем культурными
Саму фразу «физическая культура», считает Василий Гончаров, придумали люди вовсе не глупые. Они точно знали, что именно вкладывают в название:
– Физическая культура – это основа всей человеческой культуры, её фундамент. Без неё всякая культура рушится в принципе…
Обычный бег по площадке с мячом полноценных занятий заменить не может. Занятия должны развивать и интеллект ребёнка. Во время той же самой игры в баскетбол игроки решают одновременно столько задач, находясь в стрессовой ситуации, что никакому учителю алгебры и не снилось.
– Такая физкультура, которая сейчас проводится в школах, вызывает отвращение, – говорит Василий Николаевич. – Летом детям дают мячики, зимой – лыжи, и они бродят сами по себе. А учителя? Они же за это деньги получают!
Кость в горле
Проект лыжной базы «Патон» Василий Гончаров вынашивал долгие годы. Несмотря на то, что спортивная площадка уже давно вполне успешно функционирует, работы предстоит ещё немало. В планах – ремонт основного здания и обустройство бассейна, чтобы дети могли заниматься не только зимними видами спорта, но и плаванием. Проект уже готов и получил разрешение архитекторов.
– Всё упирается в то, что лыжная база «Патон», как писала одна газета в 90–х, для городского отдела образования – как кость в горле, – считает Василий Гончаров. – Я встречался с Ерханом Умаровым, на тот момент акимом города, он начал отчитываться, что сделано, что закупили… А я ему говорю: мы что, в прошлый век лезем? Да не в конец, а в начало. Он оторопел, потом меня выслушал и согласился. Сказал, что двумя руками «за», вызвал начальника отдела образования. Мы и с ней договорились насчёт уроков для школ. Но прошло время, а результатов нет. Говорила, что не хотят родители. Но меня же не звали, хотя я мог объяснить свою позицию, рассказать, что к чему.
По ботинку для каждого
Оборудование, которое в те годы закупили для школ, Василий Николаевич тоже вспоминает часто:
– Аким отчитался, что для всех школ лыжи закупили. Но тогда я не знал, в каком количестве. Оказалось, по 12 пар в каждую школу. Это 12 ботинок – по одному на каждый класс, не учитывая размеры. А размеры–то разные у всех, скорее всего, не подошли бы…
К слову, сами по себе лыжи – вещь отнюдь не дешёвая. Одна пара обходится примерно в 75.000 тенге. В эту стоимость входят сами лыжи, крепления к ним, палки и специальные ботинки. Кроме того, время от времени приходится тратиться на починку и ремонт.
Лыжи левые и лыжи правые
– Я приходил в управление образования с предложением. У нас в учебном году 4 четверти, на зимних каникулах учителям делать нечего. Давайте организуем им здесь семинар! Ведь каникулы же тоже оплачиваются, а они чем заняты? Ничем. Болтаются в сотках или планшетах по полдня. Они все на меня обижаются, что я про них такое говорю. А бывает, что учителя не знают, где правая лыжа, а где – левая, не говоря уже о том, чтобы преподавать, – сетует Василий Гончаров.
Увеличение зарплаты никаких проблем не решит. Всё внимание сконцентрируется на деньгах, а не на том, чтобы детьми заниматься. Тренеры и учителя, например, могут легко не заметить, что чересчур перегружают ребёнка, а это, в свою очередь, может посадить сердце.
– Когда я приходил в школу, то спрашивал, что будем делать: мозги развивать или копыта растить? Все говорили, что мозги развивать, не хотели копыта. Говорят, это только для лошадей. Хотя спорт всем нужен, он же и на интеллект влияет…
Дело в директоре
Раньше заниматься лыжами на загородную базу учеников вывозило более десятка актюбинских школ, сегодня их число сократилось всего лишь до трёх. И никакие Универсиады любви к спорту у подрастающего поколения не прибавили. Было, да прошло.
– Сюда ездят школы №11, 55 и 56, – перечисляет Василий Гончаров. – Раньше, 20 лет подряд, сюда ездила 29–я школа. Однажды я пришёл к директору и говорю: уважаемая, вы почему за своими физруками не смотрите? Они же уроки не ведут, не работают. Пусть приедут завучи, проверят у них конспекты, задачи урока. Родители же тратят деньги, а результат нулевой. А она поняла это по–своему: раз не работают на турбазе, то пусть дальше продолжают не работать в школе. Радикально получилось: 20 лет ездили и прекратили в итоге. Многое, конечно, от директора зависит. Раньше школа №48 регулярно возила детей на занятия на своём автобусе. А как директора сменили, сразу заявили, что родители не согласны. А ведь раньше–то ездили нормально и без проблем…