Всех впускаем, никого не выпускаем
Огромные очереди на Жайсанском пропускном пункте актюбинские автолюбители фиксируют регулярно. Снимки и видеозаписи с внушительными вереницами грузовых и легковых автомобилей выкладываются в интернет. Люди жалуются, что порой прохождение через границу может занимать по 5-7 часов. Всё это время водители и пассажиры должны проводить на изнуряющем солнцепёке. У некоторых лопается терпение, возникают скандалы. Жалобы на работу пропускного пункта отправляются в областную администрацию, вот только ситуация не меняется.
На днях очередная волна возмущения поднялась в интернете. Под фотографиями, на которых изображены внушительные очереди из фур, разразились жаркие споры о том, кто виноват в возникшем столпотворении, и что делать, чтобы впредь такого не повторялось. При этом интернет-критики по большей части во всех бедах винят казахстанских пограничников:
«Мы стояли не долго, где то 40 минут. Вот обслуживание ноль. Сидят на паспортном контроле с недовольными лицами, а таможеный контроль я вообще молчу. То ли дело в России, работают быстро и с улыбкой. Далеко еще Казахстану до цивилизации. Один плюс, дороги у нас лучше», – пишет struninaalena1 (здесь и далее орфография и пунктуация авторов комментариев сохранены. – К.В.).
«Сколько в рф ехал сколько с рф ехал пробки создают наши кз таможенники. У наших несколько окошек, огромное здание который могли бы 3-4 человека принимать. Сколько замечаю еду один или только две окошки у нас работают и все. Тогда зачем такую бандуру постройли не пойму», – жалуется пользователь daul.akto2017.
Справедливости ради стоит заметить, что и тех, кто защищает сотрудников КПП «Жайсан», тоже достаточно:
«Это не наши тормозят а Россиские», – поправляет dauren_bibi.
«С улыбкой на росс.пограничном контроле встречают?! Часто езжу в Оренбург. Был случай, что с пассажирами автобуса Оренбург-Актобе вели себя, как с заключенными. В уборную по 2 человека, позволяли себе приказные команды «быстрее», «по двое я сказал», «молча». Возможно, накануне у них было ЧП, но впечатления оставили глубоко отрицательные. Стояли как надзиратели. Не хватало лишь собак. Были грубы и бесцеремонны», – возмущается пользователь agk2501.
Просьбы без ответа
Между тем проблема с очередями на КПП «Жайсан» поднимается не первый год. Причём говорят о ней не только простые люди, которые вынуждены часами стоять в пробках. О низкой пропускной способности велись переговоры на государственном и даже международном уровне, но всё без толку.
Не далее как в прошлом году аким Актюбинской области Бердыбек САПАРБАЕВ во время международного форума лично обратился к президенту РФ Владимиру ПУТИНУ с просьбой разобраться в работе пограничников:
– В целях повышения уровня торгово-экономических отношений наших стран и использования полного потенциала коридора «Западная Европа – Западный Китай», мы просим руководство РФ ускорить работу по реконструкции данной автодороги со стороны Оренбургской области. Также считаем актуальным рассмотреть вопрос расширения пункта пропуска «Сагарчин», пропускная способность которого сегодня составляет 2000 автомобилей в сутки с функционированием одной кабины паспортного контроля. Это способствует скоплению автотранспорта у границы. В текущем году пропускная способность КПП «Жайсан» была увеличена с 2 до 8 тысяч автомобилей, дорога расширена с 3 до 6 полос, – заметил аким области.
Российская сторона тогда дружно покивала головой, пообещала разобраться, но далее никакой реакции не последовало. Просьбы увеличить пропускную способность «Сагарчина» и починить трассу на Акбулак так и остались без какого-либо ответа.
Выездные беспорядки
Уже на подступах к контрольно-пропускному пункту «Жайсан» скапливаются автомобили. Мелкие легковушки затерялись среди внушительных фур. Водители и пассажиры нервно вглядываются вдаль, но очередь так и не двигается.
На территории самого КПП ситуация выглядит не намного оптимистичнее. Машины, выезжающие на территорию России, скапливаются в огромных количествах и также ждут возможности ехать дальше. И только полоса, по которой должны передвигаться автомобили, прибывающие в РК, пустует.
Сотрудники пограничного отряда проводят небольшую экскурсию, объясняя, в чём причина пробок.
– Все прибывающие граждане в пункте пропуска своевременно оформляются и пропускаются на территорию РК, – уверяет начальник штаба пограничного отряда Руслан КАБИРОВ. – Наши гости, которые прибывают в Казахстан, также своевременно подвергаются досмотру и после оформления пропускаются дальше. Если посмотреть на полосу прибытия, то она пустует. На сегодняшний день у нас проблемы с полосой выезда, вы сами видели пробки. Это связано с тем, что на территории Российской Федерации функционирует меньшее количество кабин контроля, и в связи с этим есть проблемы с пропускной способностью.
Бутылочное горлышко
На территории КПП «Жайсан» действует 6 кабинок паспортного контроля. Две находятся снаружи, в них оформляются водители, ещё 4 – в самом здании. Из-за того, что въезжающих в Казахстан практически нет, все сотрудники помогают оформлять граждан, направляющихся в Россию. Так что очереди не скапливаются, процедура проходит довольно быстро.
Вот только смысла в подобной расторопности мало, учитывая, что всё равно придётся часами сидеть в машине и ждать российских пограничников. Машинами забита территория Жайсана и нейтральная полоса, «хвост» снаружи КПП в иные дни достигает километра. Казахстанский погранотряд и рад бы отпустить всех водителей дальше, но не может. Некуда. Вот и получается эффект бутылочного горлышка, когда с нашей стороны собираются десятки автомобилей, а в РФ проезжают лишь единицы через небольшой пропускной пункт.
– Российская сторона говорит, что они тоже работают в штатном режиме, но пробки налицо, – разводит руками Руслан Кабиров.
Ох, уж эта Солянка…
Между тем за час, прошедший с момента приезда корреспондентов «Эврики», очередь передвинулась лишь незначительно. А российский КПП с расторопностью быстробегущей черепахи за это время успел пропустить и оформить лишь 5 машин. Вот вам и разница в пропускной способности!
– На сегодняшний день вместе с переходом очередь составляет час-полтора. В пятницу, субботу и воскресенье, из-за большого потока они по три-четыре часа стояли в российскую сторону. В нашу сторону очереди нет. Потому что на выходные дни едут туда, на Солянку, – говорит Руслан Кабиров и после небольшого молчания качает головой:
– Когда уже закончится эта Солянка…
Там, видимо, проблемы
Одним словом, водителям, уже прошедшим все необходимые процедуры, не остаётся ничего другого, чем ждать. На сам пограничный контроль на «Жайсане» времени уходит немного:
– Мы здесь стоим ещё относительно недолго, – пожимает плечами Жумабек. – Сам пограничный контроль занял минут 10 от силы, здесь очень быстро всё прошли. Теперь ждём. Там, видимо, какие-то проблемы в России…
– А я вот стою и думаю, идти мне жаловаться вам или ещё подождать, – усмехается Бахыт. – Стою, жду, а что делать? Я сам из Кыргызстана, регулярно вожу людей в Москву. Сегодня ещё недолго стоим, вот в выходные можно и часов 5 ждать. Когда жарко, тяжело выдержать.
Что за бардак!
На работу российского КПП жалуются и водители большегрузов. Дальнобойщик Иван ЧОПЧИЦ – гражданин Беларуси, везёт дыни из Казахстана в Москву. Продукт скоропортящийся, поэтому промедление чревато проблемами. Но ждать всё равно приходится из поездки в поездку.
– Что здесь вообще за бардак такой? – громко возмущается Иван Иванович. – Это же каждый раз происходит! Они всегда так работают. Средств у них нет таможню нормальную сделать, что ли? Или деньги были, но их уже нет. Я не понимаю.
По словам Ивана Ивановича, на границе между Беларусью и Российской Федерацией таких проблем не возникает. Там все работают быстро и слаженно, а здесь будто бы и не двигаются вовсе. А после того, как отстоишь очередь, нужно ещё ехать по совершенно убитым акбулакским дорогам.
– Когда въезжаешь в Казахстан, контроль проходишь быстро, – делится Иван Чопчиц. – Вот они быстро, чётко работают. Я много лет езжу, они всегда оперативно выполняют все требования. Никогда проблем нет. А РФ? Сколько обещают, но никаких изменений. Москва живёт хорошо, а эти места заброшены и никому не нужны. Работать им надо, и работать нормально. Мы здесь в очередях только время теряем!..
Водителей, желающих пожаловаться на внушительные пробки на Жайсане, набралось немало. Очередь с казахстанской стороны росла и росла, а в Россию транспорт пропускали крайне медленно. С территории КПП «Сагарчин» за это время отпустили машин 5-7, не больше, и на их оформление в Казахстане ушло всего минут 10. А дальше снова пробки и томительное ожидание...