Вместо леса – выжженная степь
Первые недели сентября в Актюбинской области стали особенно пожароопасными. Огонь вспыхивал в разных районах региона практически каждый день, а тушить его приходилось долгими часами. По сведениям пресс-службы ДЧС, всего во время пожароопасного периода на территории области произошло 79 природных возгораний. Они охватили более 2 тысяч гектаров земель. К началу сентября от огня пострадало более 200 гектаров посевных площадей, что оставило многих предпринимателей без корма для скота.
Столь накалённая ситуация в очередной раз вскрыла сильный недостаток техники в резервах ДЧС. На территории области не хватало 14 пожарных постов. Также огнеборцам недоставало пожарных мотопомп, подвесных огнетушителей, спецодежды и прицепных бочек для тушения. При этом о проблемах с оснащённостью в Актюбинской области говорили ещё год назад. Говоря о масштабах огненного бедствия в прошлом году, министр по чрезвычайным ситуациям Юрий ИЛЬИН отметил, что наш регион относится к тем, где оснащённость природоохранных учреждений не достигает и половины от нужд. Так, например, в Атырауской области оснащённость составляла 20%, в Восточно-Казахстанской – 24%, в Кызылординской – 33%, в Западно-Казахстанской – 47%, в Актюбинской – 47%, в Северо-Казахстанской – 48%.
Кто виноват?
Поэтому к началу пожароопасного сезона в этом году готовились тщательнее. Так, весной в ДЧС рассказывали, что в этом году существенно улучшилось финансирование для закупа техники. По словам начальника Управления государственного пожарного контроля ДЧС Актюбинской области Евгения ОВЧАРСКОГО, в 2022-ом году на пожароопасный период предусмотрели 318,7 миллиона тенге. Это почти на 60% больше, чем выделяли годом ранее. Помимо расходов на закупки спецоборудования, эти деньги направили на дополнительную защиту лесов и степей. Для этого решили установить минерализованные полосы ещё на 5 770-и километрах, а также обеспечить содержание таких полос на 21 450-и километрах.
Однако предупредить все возгорания сегодня невозможно. Основная причина лесостепных пожаров, как говорят в МЧС, это человеческий фактор.
– Единственный вид природного пожара, возникающий без влияния человека, это пожар от молний. Все остальные возникают по вине человека, их большинство. Профилактическую работу в регионах мы проводим, но не всегда результативно, – подчеркивал министр по ЧС Юрий Ильин.
Большее значение природным факторам уделяет профессор кафедры пожарной профилактики Академии гражданской защиты им. М. Габдуллина МЧС РК Петр МАКСИМОВ.
– Природные пожары происходят, к сожалению, это неизбежно. Такая тенденция идёт по всему миру. Также частота пожаров напрямую зависит от количества населения, от масштабов производства в населённых пунктах. Причины различны. Ключевым фактором, влияющим на распространение огня по территории, остаются погодные условия. Это могут быть как природные явления (например, попадание молнии, бывает фокусировка солнечных лучей), так и человеческий фактор. Одна из частых причин – нарушение правил пожарной безопасности при разжигании огня, обычно это происходит во время отдыха на природе. Но многое зависит от погодных условий: в сухую ветреную погоду риск распространения огня увеличивается в разы, – отмечает Петр Максимов.
Разрушительнее, чем сели и наводнения
Последствия от ущерба такого буйства стихии оценить трудно. Известно, что урон от природных пожаров более разрушителен, чем от любых других, хотя это менее очевидно. Дело в том, что природные пожары неконтролируемы. Тушить их намного труднее, чем городские. На их распространение влияют температура воздуха, скорость ветра и направление огня. Поэтому и техника для борьбы с таким огнем должна быть мощнее, чем для ликвидации возгораний в жилых домах.
В 2021-ом году суммарный ущерб от пожаров в стране составил 6 миллиардов тенге. И 4,8 миллиарда из них внесли именно природные пожары. А весь ущерб от стихийных бедствий (в числе которых не только пожары, но и сели, наводнения, лавины, сходы и оползни) составил около 7,9 миллиарда тенге за год. Поэтому ликвидация природных пожаров обходится казне дороже всего. И денежные потери, к сожалению, это лишь меньшее из зол. За 5 лет в природных пожарах в Казахстане погибли 18 человек. Нередко огонь подступал к населённым пунктам, и дело доходило до полной эвакуации их жителей.
Восстановление, длиною в век
Но есть ещё один вид ущерба, оценить который очень сложно. Огонь наносит масштабный ущерб экосистеме. По словам экологов, распространение огня наносит урон на нескольких уровнях. Недавно экологи оценили ущерб от пожаров в Костанайской области, где пострадала половина лесов региона.
– Сейчас непонятно, как выйдут из зимовки остатки деревьев. Не ясно, что произойдёт с размножением вредителей, ведь повреждено очень большое количество деревьев. Мы понимаем, что экосистема разрушена полностью. Уничтожение сосны может привести к уменьшению грунтовых вод, – поделился мнением биолог Сергей КОЖЕВНИКОВ.
А восстановить потери будет не так просто. Одной лишь рекультивации земель и высадки новых деревьев будет мало. Очень велика вероятность того, что саженцы не приживутся, а в регионе уменьшится количество осадков.
– Эти леса тысячелетия генетически адаптировались к нашим более сухим условиям. Поэтому нельзя поехать закупить саженцы этих сосен где-нибудь за границей. Не факт, что они приживутся в нашем климате. Поэтому необходимо активизировать работу по сбору оставшегося семенного материала в тех местах, которые есть. То есть, в Аракарагайском боре, Боровском и так далее. Нужен именно этот материал, – подчёркивает Сергей Кожевников.
По мнению специалиста, восстановление бора займёт не менее 80-и лет. А если не начать работы в кратчайшие сроки, природа станет регулировать себя сама. И через несколько лет на территории бора останется выжженная степь...
Планирование только на день грядущий
Проблема лесостепных пожаров нарастает уже долгие годы. Всего за последний год предупреждения о пожарах сработали более 5-и тысяч раз. В сравнении с динамикой, это относительно низкий показатель. Годом с наибольшим количеством пожарных тревог стал 2017-ый. Тогда было зафиксировано почти 24 тысячи предупреждений. Однако теперь главной проблемой становится не их количество, а их масштаб.
Международные эксперты считают, что проблема будет обостряться. Эксперты программы ООН по окружающей среде прогнозируют, что к 2100-му году количество лесостепных пожаров на Земле вырастет на 50%. Увеличение числа пожаров они объясняют глобальным потеплением. Пожары, с их слов, начнут порождать сами себя. Выбросы СО2 в результате возгораний приведут к увеличению его в атмосфере, что спровоцирует парниковый эффект и очередное потепление.
Авторы климатического доклада призывают государства вкладывать деньги в профилактику и отмечают, что пока более половины средств уходит на немедленное реагирование, а на планирование остаётся менее одного процента от заложенных средств.
Кадровый голод не отступает
Казахстанскому же правительству в первую очередь предстоит заняться привлечением специалистов в ряды огнеборцов. Обнаружением и тушением лесных и ландшафтных пожаров сейчас занимается государственное предприятие «Казавиалесоохрана», где работают пожарные, летчики-наблюдатели, а также инструкторы авиапожарных команд и групп. Помимо оперативного тушения пожаров, они выполняют полёты для нужд лесного и охотничьего хозяйства, обеспечивают сохранение животного мира и среды их обитания, а также ведут разъяснительную работу среди населения. Однако работа предприятия пока далека от совершенства, и привлечь молодых специалистов трудно из-за невысоких зарплат.
– Вопросом номер один является низкий уровень заработной платы. Нет возможности привлечения квалифицированных специалистов, большая текучесть кадров. Узкопрофильные специалисты (летчики-наблюдатели, инструкторы и десантники-пожарные) увольняются, находят аналогичную работу за пределами страны, – отмечают в пресс-службе компании.
Как выстраивать работу в системе МЧС дальше, в правительстве пока решают. Впереди зима, и следующий пик возгораний ожидается в апреле. Остаётся надеяться, что меры начнут принимать ещё до начала очередной огненной катастрофы.