«Сартай Батыр - жаужүрек мың бала»
Учёные сегодня по крупицам собирают сведения, проливающие свет на жизнь и деятельность этого человека, восстанавливают поэмы и дастаны, рассказывающие о подвигах юных батыров. Именно Сартай Байжанулы сумел в 15-летнем возрасте объединить и повести за собой тысячу таких же, как он, юных воинов. Дружина молодых сарбазов, как известно из истории, выступила против иноземных завоевателей и дала им решительный отпор. Тут хотелось бы отметить большой вклад в исследование и изучение исторических документов ветерана органов прокуратуры из Актобе Айбека АЙТБАЕВА.
Согласно некоторым источникам, Сартай родился в 1711 году в семье известного бия Байжана КОСКУЛАКУЛЫ. С раннего детства мальчик рос любознательным, подвижным, любил проводить время с лошадьми. Эту его страсть заметил отец, который подарил 6-летнему мальчику жеребёнка с белой отметиной на лбу по кличке Шалкаска. Кроме того, Байжан би заказал именитым мастерам детское седло, отделанное серебром. Это седло сейчас хранится в Уральском краеведческом областном музее и занесено в золотой фонд Казахстана.
Это был дальновидный человек, который уже в раннем возрасте стал возить сына с собой для того, чтобы мальчик своими глазами видел положительные и негативные стороны жизни людей, познавал окружающий мир, учился самостоятельно принимать решения, быть внимательным и наблюдательным. По традициям того времени, мальчик получил религиозное образование.
Как-то Байжан би во время беседы сказал своему другу и сподвижнику Букирек батыру, что на Сартая он возлагает большие надежды. Поэтому считает, что юношу необходимо окружить сверстниками и воспитать из них настоящих воинов. На что известный батыр ответил, что обучение молодых джигитов военному искусству возьмёт на себя. С того дня Букирек начал обучать специально отобранных подростков. Начал с подготовки коней к скачкам и тренировок юных сарбазов. Батыр обучал их умению владеть всеми видами оружия, приёмам рукопашного боя и других единоборств, ведению боевых действий против групп противника, тактике построения боя в зависимости от условий местности. Мудрый наставник уже тогда отметил для себя, что Сартай заметно выделялся среди своих сверстников.
Несмотря на преклонный возраст, Букирек батыр не уставал обучать молодых воинов, показывал им различные приёмы ведения боя. Войско под предводительством Сартая было поделено на десятки, полусотни и сотни, во главе которых батыр поставил наиболее способных молодых воинов, которые успели показать себя в ходе обучения. Вместе с Сартаем азами ведения сражений овладевали Жылкаман и Жылкайдар, которые в будущем стали великими воинами и родоначальниками родов.
Как-то Сартай велел своим сарбазам сдать оружие, выпить кумыса и ложиться отдыхать до утра – с рассвета их ждал дальний поход. А глубокой ночью отдельная сотня скрытно пробралась к возвышенности, где отдыхали бойцы, и напала на них. Однако молодые воины показали, что уроки и изнуряющие тренировки известного батыра не прошли для них даром. Прозвучала команда «Жау, жау, аттан!» – и в считанные минуты спавшие беспечно воины вскочили, оделись и были в строю. Довольный Букирек батыр своим громовым голосом велел им остановиться. Только тогда сарбазы поняли, что это была лишь учебная тревога.
Джунгарское войско было слишком многочисленным, и потому, чтобы противостоять ему, нужно было срочно объединиться всем трём казахским жузам. Их представители собрались на большой совет, который состоялся на территории, контролируемой Младшим жузом. У подножия Мугоджарских гор представителей Старшего и Среднего жузов встретил батыр Сартай со своим небольшим отрядом – молодые сарбазы проводили дорогих гостей к месту сбора.
Перед тем, как отправиться на войну во главе тысячного отряда, Сартай получил благословение самого Айтеке би. А ещё мудрый би пожелал, чтобы тысяча молодых воинов, которыми командовал Сартай, стали друзьями на всю жизнь и горой стояли друг за друга. Через некоторое время отряд влился в состав войска Абилкайыр хана. Это был 1726 год, когда Сартаю было всего пятнадцать лет.
Что касается дальнейшей жизни Сартая Байжанулы, это был не только батыр, которым гордилась казахская земля. Впоследствии он стал известным бием рода Алим, который справедливо решал многочисленные споры. В 1817 году Сартай Байжанулы в числе первых поддержал инициативу биев Среднего и Младшего жузов избрать своим ханом Шергазы АЙШУАКУЛЫ и поставил свою печать. В этот год аксакалу исполнилось 106 лет.
Сартай, будучи известным бием, призывал людей переходить к оседлому образу жизни, был одним из инициаторов выделения для них земли. Учёный-историк Бауыржан ЕНСЕПОВ к первым литературным источникам об этом выдающемся человеке относит поэму Нурмагамбета КОСЖАНОВА «Мың бала», в которой в ярких красках повествуется о героических подвигах Сартая батыра в борьбе против калмыков и иноземных захватчиков.
Нурмаганбет Косжанов – великий акын-сказитель казахских степей – за то, что написал поэму «Сартай батыр – жаужурек мын бала» («Сартай батыр – воинственный юноша») в 1937 году был арестован на станции Аральского моря и депортирован в город Актюбинск. 29 августа этого года он был приговорён тройкой НКВД к смертной казни. Приговор был приведён в исполнение, и место захоронения неизвестно.
Хотя сам поэт умер, но до нас дошли его поэмы. На сегодняшний день великий подвиг Сартай батыра воспевают Набат ОЙНАРОВА, Ельмура ЖАНАБЕРГЕНОВА, признанные жырау–сказители Казахстана, и наш земляк, Демеубай ЖОЛЫМБЕТОВ, который 35 лет исполняет его поэмы.
О жизни Сартая Байжанулы в народе сложено множество легенд, которые передавались из поколения в поколение. Особого внимания заслуживают те из них, в которых рассказывается о даре предвидения, которым обладали люди из его круга. Писатель Темирбек ДАРМЕНОВ в своей книге «Мырзастағы жыр-мұра» приводит одну из таких легенд.
Как-то ехали среди Аральских Кызылкумов Косым кожа, баксы Даулет и Сартай би, которые были близкими друзьями. Вдруг перед ними на дорогу выбежал белый заяц, который пробежал десяток метров и присел у придорожного куста. Косым кожа придержал своего коня и сказал: «Когда я умру, похороните меня на этом месте, где притаился заяц. А затем, когда придёт время, справа от меня пусть похоронят тебя, Сартай, а слева – тебя, Даулет». Сартай стал возражать, что место это находится очень далеко от людей, и кто возьмётся доставить сюда тело. На что Косым кожа ответил: «Ничего страшного, я сам позабочусь об этом».
На смертном одре 106-летний Сартай собрал родных, детей и завещал им похоронить его в Кызылкумах рядом с могилой Косыма кожа. Была зима, стояли лютые морозы, и в таких условиях было нелегко везти тело покойного за тридевять земель, чтобы предать земле. Такие мысли можно было прочитать на лице сына Сартая. Тогда отец сказал: «Погрузи моё тело на белоголового верблюда, он сам найдёт дорогу». Так и сделали: верблюд без особых усилий нашёл место, где был похоронен Косым кожа.
И вдруг произошло чудо – отступил лютый мороз, начал таять снег, а мёрзлая земля стала вдруг податливой. Но как только закончили копать, предали тело батыра земле и тронулись в обратный путь, зима вновь вступила в свои права. Поднялся ветер, с каждой минутой стал усиливаться жуткий мороз. К слову, это место, где похоронены известные в казахской степи Косым кожа, Даулет баксы и Сартай батыр, находится на территории нынешнего Казалинского района, в 30 с небольшим километрах от аула Басыкара.
Согласно дошедшим до нынешних времен сведениям, подлинник поэмы «Мың бала» по указанию потомка батыра Жетписа ТОМАУЛЫ, был тщательно завёрнут в чёрную кошму, а затем – в толстую кожу, чтобы к рукописи не проникла влага. Бесценную реликвию закопали у западной стены мечети суфия Махамбета, что находилась на окраине населённого пункта Акшатау. Однако сколько потом её ни искали, рукопись так и не нашли.
Позже сведения о батыре Сартае и походе его войска собрал и изложил на бумаге житель аула Акшатау по имени Орынбет. К сожалению, фамилия аксакала не сохранилась. Сам Орынбет в начале тридцатых годов прошлого века выступал против процесса коллективизации, которая в наших краях сопровождалась конфискацией скота и имущества у большинства населения. Позднее он стал активным участником восстания представителей рода Асан. Восставшие, как известно, потерпели поражение, большинство уцелевших через Узбекистан перебрались в Афганистан. Орынбет же тайком уехал в Улытау, а когда умер Иосиф СТАЛИН, приехал в родные края. До конца жизни он прожил на станции Шомиш и рассказывал односельчанам о жизни Сартая батыра и походе его тысячного войска. При жизни он посетил Улытау, где воевал Сартай батыр, в частности, местечко «Қалмақ қырған», где и состоялась знаменитая битва с джунгарами. Здесь он нашёл несколько родовых талисманов Младшего жуза и привёз в родные края. Умер аксакал в 100-летнем возрасте.
Учёные, исследующие жизненный путь и наследие Сартая батыра, считают, что его имя должно занять достойное место в истории независимого Казахстана. Для этого необходимо проводить исследования многочисленных исторических и литературных источников. Предстоит большая работа, изучение документов, которые хранятся в архивах Казахстана и России.
От великих людей рождаются великие люди. Одним из потомков Сартай батыра в седьмом колене является Жанарыс ЕНСЕПОВ, известный как целитель Кыдыр Ата. Своими феноменальными способностями, он был известен далеко за пределами Казахстана. Целитель помогал людям, потерявшим надежду на исцеление от страшных недугов. К нему приезжали со всех стран мира: из Норвегии, США, Турции, Японии, Испании, России. В своей духовной лечебнице, которая стала последним пристанищем для всех тех, от кого отказалась традиционная медицина, он помогал обрести веру в исцеление. Целитель излечивал от таких болезней, как ВИЧ-инфекции, онкологические заболевания.
Также надо отметить большой вклад в исследование и изучение исторических документов о Сартай батыре ветерана органов прокуратуры Айбека Айтбаева, который скоропостижно скончался. Начатое им дело продолжает Насен КОЖАНИЯЗОВ, а общественным фондом руководит Ж.Ж.УРЕКЕШЕВ.
Недавно в столице под председательством министра культуры и спорта Республики Казахстан Даурена АБАЕВА состоялось очередное заседание комиссии по установке сооружений монументального искусства. В результате был одобрен проект памятника местного скульптора А.БАЙМЕНОВА, который планируется установить вдоль трассы Актобе – Хромтау в посёлке Заречный-3. Памятник-знак будет финансировать общественный фонд имени Сартай батыра-мын бала.
В 2022 году в садоводческом коллективе «Акжар-плюс» после проведения инфраструктуры (газификация, электрификация, частичное водоснабжение) для изменения статуса под ИЖС местными жителями было предложено переименовать будущий жилой массив имени Сартай батыра. Документация при поддержке местных жителей была сдана в городской и областной акиматы.
Во второй половине августа 2022 года было проведено массовое мероприятие в память о Сартай батыре.
В первый день празднования был дан ас в «Акжаре-2», куда приехали представители Казалинского, Аральского, Шалкарского акиматов и старейшины этих регионов и города Актобе. Главный имам области провёл обряд чтения Корана в память воинов, погибших в Аныракайской битве. Гвоздём празднования было участие в мероприятии Ельмуры ЖАНАБЕРГЕНОВОЙ, заслуженного деятеля Республики Казахстана, профессора ВАК.
Кульминацией было проведение вечера жыр-дастанов с участием сказителей Актюбинской и Кызылординской областей. В фойе «Центра творчества» было организовано угощение с национальными блюдами под патронажем компании «Энергия».
Также в праздничном мероприятии участвовали заместитель акима Актюбинской области Булбул ЕЛЕУСИНОВА и замакима города Актобе Айбек КУПЕНОВ, которые от имени руководства области и города вручили памятные дипломы и цветы. Сказителю Демеубаю ЖОЛЫНБЕТОВУ было присвоено звание заслуженного отличника культуры. Вечером в парке прошёл концерт с участием молодых певцов города.
На следующий день в школе № 49 жилого массива «Акжар-2» прошёл открытый областной турнир по греко-римской борьбе среди учащихся. Участвовали представители Актюбинской, Кызылординской, Атырауской, Мангистауской и Западно-Казахстанской областей. На ипподроме города Актобе прошёл кокпар под патронажем семьи потомка в седьмом колене Сартай батыра Кыдыр Ата – Жанарыса Жаксылыкулы.