Расплачиваются дети
В нашем регионе растёт количество детей с врождёнными пороками развития. Медики считают, что причины такой тенденции – плохая экология, излишнее увлечение медикаментами и половая распущенность родителей. | ||||
| ||||
«ЮВЕЛИРНАЯ РАБОТА»
Чаще всего с проблемой детских пороков сталкиваются в реанимации детской областной больницы. Врачам отделения приходится не только ухаживать за такими детками и лечить их, но и «переделывать» дефекты природы. Зачастую хирургическое вмешательство требуется уже в первые часы жизни, иначе ребёнок может просто не выжить.
– Недавно было два ребёнка с атрезией пищевода. В этом случае еда не попадает в желудок. Пищевод «слепо» заканчивается и не соединяется с желудком, поэтому ребёнок не может есть. Операция по устранению этого порока очень сложная. Приходится соединять пищевод с желудком. После операции ребёнок неделю находится на аппарате искусственного дыхания и не ест, – рассказывает заведующий отделением реанимации областной детской клинической больницы Жаскайрат САТАЕВ.
Встречаются и другие серьёзные аномалии развития, которые угрожают жизни новорожденных.
– В прошлом году семеро детей поступили с атрезией ануса. Устранение порока тоже производится путём оперативного вмешательства. Для этого кишку выводим в сторону, чтобы была возможность опорожняться. До года ребёнок только таким образом справляет естественную нужду. Потом уже делаем отверстие, там, где оно задумано природой. Сделать это сразу нет возможности, потому что у таких новорожденных, как правило, кишка расположена высоко, и «дотянуть» её до нужного места просто невозможно, – говорит опытный медик.
Распространенными у нынешних новорожденных стали и такие заболевания, как энтероколит, перфорация кишечника, перитонит.
– Перфорация кишечника, например, чревата заражением, ведь через отверстие кал попадает в брюшную полость. Поэтому тоже требуется незамедлительная операция, – поясняет Жаскайрат Сатаев.
Все эти операции повышенной сложности, ведь речь идёт об организме новорожденных детей. Хирурги признаются, что устранять дефекты на малюсеньких органах нелегко. «Там работать крайне «тесно»», – говорят они. Недаром такие операции называют «ювелирной работой».
ИНФЕКЦИИ АТАКУЮТ
Медики также отмечают тенденцию увеличения случаев внутриутробной инфекции. Это приводит к различным серьёзным порокам у ребёнка.
– Сейчас самые опасные из них – это герпес и цитомегаловирусная инфекция, – говорят специалисты.
Одними из последствий таких инфекций у новорожденных являются спинномозговая грыжа и гидроцефалия.
– Приходится делать шунтирование. Для этого на головном мозге устанавливаем трубочку. Жидкость, которая скапливается в результате данной патологии, таким образом выводится, и голова больше не увеличивается. При спинномозговой грыже у новорожденных не держатся кал и моча, наблюдаются другие нарушения, – объясняет Жаскайрат Сатаев.
Сейчас в отделении реанимации находится девочка с таким диагнозом (на фото). Ребёнок в отделении уже два месяца.
– Первое время родственники приходили, спрашивали, какие прогнозы. А сейчас почему-то интереса к ребёнку уже никто не проявляет, – говорят медики.
В результате за девочкой ухаживает только медперсонал. Ребёнка кормят из бутылочки смесью, меняют пелёнки, оказывают другую необходимую помощь.
– Часто бросают таких детей? И есть ли у них шанс на выздоровление?
– В прошлом году в нашей практике был случай: ребёнка со спинномозговой грыжей оперировали в Астане, и он пошёл на поправку. В зависимости от патологии могут быть улучшение и нормализация состояния. После операций по устранению патологий пищевода и ануса, например, прогнозы благоприятные, дети в дальнейшем развиваются нормально. Родители сами решают, как быть. Мы не имеем права говорить: откажитесь или не отказывайтесь. Когда отказываются, мы направляем детей в Дом малютки, – рассказывает завотделением.
КОГДА «НОРМАЛЬНО» – РЕБЕНОК ДОМА
Дети попадают в реанимацию не только с пороками развития. Очень часто бывает травматизм. Недавно, например, прошла «волна» случаев, когда дети падали в окна, опираясь на москитные сетки. Большой процент тех, кто становится жертвами ДТП или различных несчастных случаев. Особо запомнился медикам случай со школьником Максимом ТУМАН. Напомним, мальчик в бассейне в воде столкнулся с другим пловцом и впал в кому.
– Этот ребёнок поступил к нам из БСМП в состоянии комы. Мы сделали всё возможное, и через месяц он пришёл в себя. Стал шевелить ногами, глаза открывать. Потом узнавать маму. Конечно, ещё предстоит долгая реабилитация, но ребёнок, слава Богу, пришёл в норму, – говорит Жаскайрат Сатаев.
– Мы очень благодарны врачам реанимации. Сначала мы опасались переводить сюда Максима из БСМП. Оказалось – зря. В реанимационном отделении работает очень сильная бригада. И по человеческим качествам тоже. Заведующий плакал вместе с нами, когда сын пришёл в себя. Сейчас редко встретишь такое отношение, – поделилась с журналистом мама Максима Наталья ТУМАН.
Впрочем, медикам, работающим в реанимации, приходится слышать не только благодарности. Бывает, на них бросаются с кулаками и проклятиями.
– Могут плакать, могут ударить. Но мы относимся с пониманием к таким выходкам, ведь люди находятся в состоянии стресса. Дети у нас в отделении в крайне тяжёлом состоянии. Когда спрашивают о состоянии, я не могу ответить «нормально». Ведь ребёнок может умереть в любой момент. «Нормально» у тех детей, которые дома, – говорит заведующий реанимацией.
– А если вернуться к патологиям развития детей, с чем вы лично связываете эту тенденцию?
– Думаю, что женщины во время беременности злоупотребляют медикаментами. Возможно, это и тератогенное действие препаратов, которые зачастую назначаются и самими гинекологами. Плюс воздействие экологии, – считает Жаскайрат Сатаев.
СВОБОДНАЯ ЛЮБОВЬ К ДОБРУ НЕ ПРИВОДИТ
В прошлом году в Актюбинской области родилось 200 детей с врождёнными пороками развития. В областном управлении здравоохранения считают, что такие цифры не могут не тревожить, и проблема, действительно, требует внимания.
– Сейчас у детей пороки очень тяжёлые. Пошла тенденция рождения детей с сочетанными пороками, то есть аномалия не одного, а двух или трёх органов. Мы должны предотвращать рождение таких детей. А это не получается, – говорит главный педиатр управления здравоохранения Актюбинской области Гульнар МАМБЕТЖАНОВА.
– А откуда у нас столько патологий?
– Причина в основном в инфицировании матери различными урогенитальными инфекциями, другими словами, половыми инфекциями. А их количество в последнее время увеличилось. У нас же принцип свободной любви. Ранняя половая жизнь и бесконечные связи потом. Это всё привело к тому, что у нас идёт «циркуляция» этих инфекций. Раньше мы думали, что только гонорея и сифилис – половые инфекции. А сегодня нам они кажутся самыми безобидными. Вот хламидии и цитомегаловирус намного опаснее. Причём, женщина и мужчина могут не чувствовать их наличия, ведь симптомов никаких. Но на плод это влияет губительно. Мы, конечно, спасаем детей. Но зачастую это в будущем глубокие инвалиды. Своё дело делает и мода. Короткие юбки и открывание пупков приводят к хроническим заболеваниям тех же почек. А оттуда инфекция попадает и в половую сферу. Так что, есть о чём размышлять.
|