Пророки урагана от крыльев бабочки
Наше дело – подсчитать
В ответ на обвинения МВД 21 апреля актюбинский филиал «Казгидромета» разослал СМИ официальный ответ, что в справке–консультации о накоплении влагозапасов в бассейнах рек по состоянию 1 марта 2017–го года областной «Казводхоз», комитет черезвычайных ситуаций и МВД все необходимые данные получили вовремя. Службы ещё два месяца назад были предупреждены, что снега собралось на 30–50% больше нормы. Правда, в прогнозе притока вод в Актюбинское водохранилище синоптики ошиблись на 65 млн кубометров, но предупредили, что он будет значительно выше нормы.
«Казгидромет» чистой воды невиновен!
Что касается Актюбинского водохранилища, так прогноз был более пессимистичным, чем оказалось на самом деле.
– Как видно по прогнозу, объём притока воды в водохранилище в три раза превышал свободную ёмкость. Соответственно «Казводхоз» должен был осуществить меры готовности к приёму прогнозируемого стока, – прокомментировал директор филиала «Казгидромет» по Актюбинской области Серик ИБРАЕВ.
Как ни странно, председатель комитета по водным ресурсам Ислам АБИШЕВ сообщил, что нет оснований считать прогнозы «Казгидромета» неправильной информацией.
Мы вас предупреждали!
Также выяснилось, что руководитель областного филиала «Казводхоза» Бекзат НАМЕТОВ на акиматовском совещании отчитался, будто в Актюбинском водохранилище оказалось 500 млн кубометров воды, хотя актюбинские специалисты насчитали только 285 млн.
Кроме справки–консультации, с марта по апрель актюбинский филиал «Казгидромет» объявил три штормовых предупреждения, о которых через СМС–рассылки узнали все горожане. А вот приняли ли они разосланные сообщения к сведению – другой вопрос.
Напоследок Серик Ибраев добавил, что сейчас пик половодья прошёл, а сколько воды окажется в руслах Каргалы и Илека, теперь зависит только от водохранилищ.
Почему синоптики ошибаются
Аргументы «Казгидромета» звучат убедительно, но часть горожан считает, будто нет дыма без огня. Чего греха таить, нередко вопреки прогнозу погоды вместо объявленного солнцепёка вдруг хлещет проливной дождь, а вместо пушистого снега лютуют суровые морозы. Мы решили выяснить, откуда берётся тот самый прогноз погоды, который мы видим на страницах газет или по телевизору.
В здании актюбинского «Казгидромета» инженер–синоптик Лариса ТАРАСЕНКО изучала последние данные с метеостанций. В нашей области их 26. Чем больше пунктов наблюдения, тем точнее прогноз. В Актюбинской области их количества вполне достаточно для продуктивной работы, но и дополнительные не помешали бы. Станции несколько раз в сутки замеряют направление ветра, температуру воздуха, яркость солнечного света, влажность и давление. Потом все полученные данные передают в Алматы.
Ветер с моря дул
Кроме того, в Актобе приходят сведения из других регионов, плюс ко всему выручает интернет, где можно найти фото со спутников. И уже на основе этих данных составляется привычный для нас прогноз погоды. Причём ключевое слово тут всё–таки «прогноз». Точно предсказывать температуру воздуха ещё никто не научился.
– На погоду влияет много факторов, – поделилась Лариса Тарасенко. – Как в том афоризме, где всё взаимосвязано, и взмах крыльев бабочки над цветком может вызвать шторм в океане. Возьмём хотя бы сегодняшнюю, самую свежую сводку. Вот мы видим, что на востоке сейчас тепло. Земля движется с запада на восток, значит можно предполагать возможность потепления и у нас. Но вот маленький холодный поток с севера. Так что в Актобе жары не будет. И таких факторов множество. Одних знаний мало, нужен ещё и опыт, чтобы во всём этом разобраться.
Поясница ноет, видать – быть дождю
Конечно, в 21 веке такую работу можно доверить машине. Космодромы, военные базы, аэродромы используют мощные компьютеры, и их прогнозы намного точнее скромного актюбинского филиала. Но, как признались синоптики, даже компьютерной программе расшифровать все данные так, чтобы прогноз был максимально точен, невозможно. Лет 40 назад карты чертились от руки, пометки вносились карандашиком, а статистика велась в бумажных журналах, но и прогнозы того времени по точности не уступали современным. Наблюдательного человека, не один десяток лет проработавшего на метеостанции, ни одна машина не заменит. Тем более, что задача синоптиков – не с точностью предсказать погоду, а уберечь горожан от неприятностей, а возможно, и от катаклизмов.
Если дождинки собирают, значит, это кому–нибудь нужно
При прогнозе температуры воздуха допустимой считается ошибка в 2 градуса. То же самое можно сказать и о прогнозе колебаний атмосферного давления или о скорости ветра. Но большой проблемой такая оплошность не считается. А вот проглядеть лютый мороз, проливной дождь, ураган, аномальную жару, всё, что может представлять опасность жизни и здоровью людей, или не предупредить о них – это уже серьёзное нарушение. Кстати, прогноз паводка, о котором так много говорили в последнее время, в обязанности синоптиков не входит. Только замеры выпавших осадков, на базе которых специалисты уже могут сделать прогноз паводка.
– Данные собирают, долго анализируют, хранят. Иногда я сама задумываюсь: зачем это надо, но если собирают – значит, надо, – говорит Лариса Тарасенко. – Нам важнее, чтобы актюбинцы всегда могли узнать о погоде. Предупредить садоводов о дожде и заморозках, просто горожан, чтобы знали, что ждёт их на улице. Это благодаря нам приходят те СМС–ки от «112», которые всех так раздражают, но они могут ведь и жизнь спасти.
Ночная принцесса Солнца
В здании актюбинского «Казгидромета» данные только обрабатывают, а большая часть работы проходит на метеостанции, которая находится примерно в сотне метров. Место это выглядит необычно. Старенький домик, а в его дворе причудливые приборы, в назначении которых трудно поначалу разобраться.
– В этом ящике у нас три термометра. Вот этим мы измеряем количество осадков, – рассказывала метеоролог Анастасия, уверенно расхаживая по площадке. – А это – гелиограф. Он очень капризный. С ним нужно бережно обращаться, лишний раз не прикасаться – любое пятнышко приведёт к неточностям. Этим устройством измеряется яркость солнца. Когда я только устроилась сюда на работу, он мне сразу понравился.
Анастасия – химик по образованию. Дежурить на станции ей приходится посменно, по 12 часов в сутки. Девушка призналась, что именно из–за ночных дежурств работу трудно назвать идеальной. В пустом домике, на окраине, ночью бывает страшновато.