Прадедушка Астаны
ОТЕЦ «ЗОЛОТОГО ЧЕЛОВЕКА». Одной из основных тем, обсуждаемых на международной научно–практической конференции «Маргулановские чтения–2018. Духовная модернизация и археологическое наследие» стало городище Бозок, обнаруженное на окраине Астаны 20 лет назад.
Бозок имеет уникальное значение для столицы Казахстана. «Средневековое городище покойного Акишева последняя работа была, – город Бозок, – в 9 километрах от Астаны, который был крупнейшим городом XII–XIV веков. Это, кстати, является подтверждением правильности выбора нашей столицы», – пишет Нурсултан НАЗАРБАЕВ.
Кемаль АКИШЕВ известен на всём евразийском пространстве как археолог, открывший Иссыкское захоронение. В нём был обнаружен получивший всемирную известность «Золотой человек», ставший одним из символов независимого Казахстана. Сюжеты древнего искусства, украшавшие нарядную одежду «Золотого человека», вошли в государственную атрибутику нашей страны.
НАШЕДШИЙ ПРАВДУ. Городище Бозок было открыто Ишимской экспедицией, возглавляемой доктором исторических наук Кемалем Акишевым, в 1998 году. Историки не скрывают, что его раскопки стали делом государственной важности. Одним из доводов противников переноса столицы вглубь страны было утверждение, что во все века этот край являлся периферией цивилизации. Власти нужно было и в этом вопросе заняться поиском правды. Эту правду и нашёл археолог Акишев.
Осенью 1997 года началось планомерное обследование окрестностей Акмолы. Ориентиром в поисках для Акишева стали материалы основоположника казахстанской археологии Алькея МАРГУЛАНА и сведения о древних развалинах, опубликованные в трудах очевидцев – русских офицеров.
Считается, что из исследователей первым на нём побывал русский горный инженер Иван ШАНГИН, который по заданию генерального штаба обследовал долины рек Нура и Ишим. В своём дневнике он записал, что на берегу озера Бузукты, недалеко от Акмолинска находятся какие–то развалины, возможно, остатки поселения. Дневник был опубликован в 1820 году в «Сибирском вестнике».
ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ. Памятник был обнаружен осенью 1998 года среди болот в пойме левого берега Ишима. Масштабные раскопки были назначены на будущее лето. Но экспедиции не хватало оборудования, возникали проблемы с доставкой воды. И тогда доктор Акишев напрямую обратился к президенту Назарбаеву. 29 июня 1999 года в администрации главы государства состоялось совещание, куда были приглашены руководители различных ведомств. Их обязали помочь археологам. И у Ишимской экспедиции Акишева появились грузовики, вагончики, армейские палатки…
Раскопки городища, вначале названного Акжол, начались 3 июля 1999 года. И в течение последующих лет Бозок стал основным стационарным объектом Ишимской археологической экспедиции.
Бозок стал заключительной работой Кемаля Акишева. В 2003 году учёного не стало…
Его дело продолжила директор НИИ археологии имени Кемаля Акишева Евразийского университета имени Л.Гумилёва Марал ХАБДУЛЛИНА, супруга Кемаля Акишева. В минувший четверг она приехала в Актобе и выступила перед известными археологами.
РАЙОНЫ, КВАРТАЛЫ… – Бозок – памятник, имеющий отношение к древним корням центральных регионов Казахстана, – рассказывает Марал Калымжановна. – Сегодня городище оказалось уже в черте Астаны, среди болот. Его длина – 800 метров, ширина – 400. Общая площадь – более 30 гектаров.
Городище Бозок состоит из 3 обособленных групп (центральной, северной и южной). Центральную часть городища образуют 3 близких к квадратным формы сооружения, которые археологи называют кварталами. Кварталы примыкают друг к другу, но каждый из них отдельно окружён валом и рвом.
В центральной части городища, на стыке всех 3 кварталов, возвышается площадка прямоугольной формы, вытянутая с запада на восток. Это возвышение является сакральным центром городища.
– Один квартал занимает примерно 35 на 35 метров, – говорит Марал Хабдуллина. – Севернее них находится жилище 10–11 веков, южнее – мусульманский некрополь. Но самая древняя часть городища – именно эти 3 квадрата. Эта часть возникает в 7–8 веках и существует до 9 века. Можно с уверенностью говорить, что городище Бозок являлось древнетюркским культовым центром. Найдены останки человека, которые дают нам дату – 8 век. Окружающие кварталы валы имеют высоту не более 1 метра. Причём верхняя их часть, около 25 сантиметров, неоднократно распахивалась в 70–х годах прошлого века.
И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ. Относительно Бозока принято разделять 3 этапа его развития.
Первый – 8–10 века, когда городище являлось городом–крепостью кипчаков и военной ставкой, впоследствии, не исключено, превратившись в резиденцию их правителя. Более 16 проверенных археологами радиоуглеродных датировок подтверждают, что городище появилось 1.200 лет назад в эпоху Западно–Тюркского каганата.
– Здесь проводились обряды и ритуалы. Освоение этого места продолжалось 2 столетия, – говорит Марал Хабдуллина. – В 10 веке, в эпоху Дешт–и–Кипчака, место было оставлено, и чуть севернее были построены дома, ирригационные сооружения. Вся прилегающая территория использовалась под земледелие.
Считается, что уже в то время дома в Бозоке строились из обожжённого кирпича, который производился здесь же.
Второй период – 13–14 века. Когда началось монгольское нашествие, город оказался заброшен. Случилось странное: разрушенный Бозок стал использоваться под мусульманский некрополь.
– Мы раскопали основание 5 кирпичных мавзолеев, – рассказывает археолог Хабдуллина. – Здесь же имелась кирпиче–обжигательная печь, в которой произведён обжиг около 2.000 кирпичей.
Произведён раскоп более 70 погребений, относящихся к этому времени.
– В одном из погребений были обнаружены останки женщины, ей было около 50 лет, – продолжает Марал Хабдуллина. – У неё оказался прекрасный головной убор, с каждой стороны его украшали по 300 белых жемчужин. На шее у неё были бусы, в ушах – серебряные серьги, на руках – серебряные браслеты. Женщина была вооружена кинжалом, железной пикой, в ногах лежали стремена. Она была женщиной–воительницей монгольского времени.
Третий период захватывает время золотоордынской эпохи и продолжается вплоть до нового времени. Руины городища приобретают статус культового центра и становятся местом погребения знати. Археологи отмечают, что в одной из могил встречена серебряная монета, которая, предположительно, была выпущена в 1321 году.