По нулям
Между тем, некоторые показатели стремительно падают, а то и вовсе накрепко застревают где–то возле нуля. Это, например, касается оказания государственных услуг. Проще говоря, сколько бы ни утверждали, что у нас делается всё для народа, когда этот самый народ обращается за справками или документами, стандарты нарушаются, правила не соблюдаются, а заканчивается всё предсказуемо – жалобами.
Всё хуже и хуже
Чтобы немного прояснить ситуацию, нужно отметить, что государственные услуги в целом делятся на три категории. Одни могут оказываться непосредственно в учреждениях или через электронные порталы, другие – только на электронных порталах, третьи – только через интернет. Но всех поголовно призывают позабыть про бумаги и пользоваться только порталами и приложениями, даже если есть выбор.
И по первому же пункту из списка выше показатели не достигают 50% от нормы. Да и по сравнению с прошлым годом статистика ухудшилась.
– Кто нас тянет назад? – рассуждает руководитель отдела координации по вопросам государственных услуг Актюбинской области Жумамурат АЛДАШЕВ. – Это областное управление здравоохранения. Вот смотрите: выдача справки от психоневрологической или наркологической организации может проводиться через портал государственной корпорации, но они этого совсем не делали. Показатель составил 0%. Это существенный недочёт.
Нарушения с поблажками
В списке нарушителей оказался и РАГС. Как оказалось, они свои услуги должны предоставлять только через «Правительство для граждан», а на деле примерно 76 раз работали с обычными письменными обращениями. Правда, их проверяющие даже и оправдывают: мол, отправляют запросы экс–актюбинцы, проживающие сейчас в других странах. ЦОН по письменным обращениям не работает, вот и приходится нарушать, чтобы всем ответить.
В случае с работой веб–портала электронного правительства, статистика снова даёт сбой: в плане указано 60% услуг, на деле через портал проходит только чуть больше 12. Остальные предпочитают по–прежнему пользоваться бумагами, хотя и твердят на каждом углу, что электронные порталы помогут избавиться от коррупции. Может, не так уж и хочется от неё избавляться?
Как бы то ни было, ещё один рейтинг «нарушителей» возглавил облздрав. Неподалёку от него в списке расположились управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог, управление земельных отношений и даже городской акимат.
В хвосте рейтингов
Похожая ситуация сложилась и тогда, когда решили проверить, кто чаще всего не соблюдает сроки оказания услуг. Если вам сказали, что справка будет готова через два дня, она и должна быть готова через два дня. А иначе можно смело бежать и жаловаться.
Лидерами по затягиванию всех положенных сроков стали, как ни странно, снова областное управление здравоохранения и акимат города Актобе.
– Количество нарушений растёт из года в год, – говорит Жумамурат Алдашев. – По правде говоря, именно из–за медиков мы оказались в хвосте. Не последние, но в хвосте. Работникам управления здравоохранения трижды выписывались штрафы по 50 МРП. Это бьёт по карману, но всё равно не помогает.