Обращение к истокам
21 июня 2017 года. №25
В Актюбинской области стартовала экспедиция, целью которой является изучение жизни и деятельности религиозных деятелей Актюбинской области XIX-XX веков. В будущем планируется открытие и туристических маршрутов.
В память о предках
У экспедиционной группы «Аманат» по–настоящему грандиозные планы. Задача, которую они себе поставили, достаточно сложная, но вполне выполнимая для тех, кто любит историю родного края, увлекается генеалогией и мечтает напомнить жителям региона о том, кем были их предки. В планировании маршрута принимали участие потомки религиозных деятелей, краеведы, представители туристических фирм, а также представители познавательного клуба «Руханият».
– Мы не случайно выбрали такой период: конец XIX – начало XX веков, – прокомментировала временно исполняющая обязанности директора музея «Руханият» Дания АБАТОВА. – Это период, в который были рождены многие деятели, чья работа прекратилась в тридцатые годы. Они попали под репрессии. С нами поедут блоггеры, журналисты, местные краеведы. В этот раз будем заниматься только съёмками и изучением, а в дальнейшем, возможно, будут открыты постоянные туры.
Просветительская работа
Разработкой туристических маршрутов для всех желающих будет заниматься актюбинская компания «Зере Тур». По словам директора Ботагоз КРАМБАЕВОЙ, подобные экспедиции – это не паломнические туры, а целая программа по сохранению памяти о жизни наших предков и зарождении ислама в Актюбинской области.
– Просто многие не понимают, какие именно туры у нас разрабатываются, – говорит она. – Помимо развлекательной, во время экскурсий мы будем вести образовательную и просветительскую работу. Сегодня существует очень много религиозных течений. Необходимо, чтобы люди понимали, что такое канонический ислам, тогда различные ситуации, когда человек обращается к иным течениям, будут исключены.
Первые в списке у членов экспедиции Алгинский и Хобдинский районы. В дальнейшем, вполне возможно, специалисты объедут и всю Актюбинскую область, а затем переключатся и на соседние регионы. Дел невпроворот, ведь в каждом районе Казахстана сохранилась частичка памяти о людях, которые внесли большой вклад в историю края.
– Не зря мы должны знать семь поколений своих предков, – считает Ботагоз Крамбаева. – Я сама начала исследовать собственное родовое древо и увлеклась. Это религиозное просвещение, обращение к истокам и духовному наследию. Конечно, мы не можем полностью вернуться в прошлое, но зато можно взять оттуда самое основное, сердцевину, интегрировать её в сегодняшний день. Время меняется, жизнь меняется, но совсем отказываться от истории нельзя. Мы должны принимать то, как жили наши предки.
Важная часть жизни
Экспедиция «Аманат» появилась в рамках программы духовного просвещения, и эта экспедиция – лишь первое начинание из многих. Главный объект изучения – это люди, их жизнь, работа, то, что они сделали для своей страны.
Специалисты отмечают, что духовные деятели, жившие на рубеже столетий, вопреки распространённому мнению не только участвовали в похоронных обрядах, но и выполняли множество важнейших функций. На их плечах держалась вся образовательная система того времени: как у христиан работали церковные приходы, так и при мечетях открывались медресе, где обучались люди. Представители духовенства, будучи образованными, выступали и в качестве медиков, и в качестве юристов. Они присутствовали при создании новых семей, сопровождали человека на протяжении всей его жизни.
– Они строили мечети, медресе, интернаты, – рассказывает член экспедиции Серик АБИЛЬЖАНОВ. – Организовывали пожертвования среди баев, биев, кулаков. Я изучал это и узнал, что в то время, оказывается, существовало казачество – и они тоже помогали. На собранные деньги строились школы, детям давалось образование. Эти же мечети в советское время превращались в обычные светские школы. Минареты убирали и продолжали учить. Я сам в детстве видел эти старые мечети. Летом мы там играли, зимой их использовали, например, для хранения зерна. В советское время мы были атеистами, не знали, что такое религия, нам ничего не рассказывали. Это сейчас у молодёжи свобода, вы можете ходить хоть в мечеть, хоть в церковь. А в то время такого не было. Мы играли, а это, оказывается, святое место…
Родословная – это наше богатство
По итогам экспедиции будет подготовлен многосерийный фильм о духовном наследии Актюбинской области. Время не стоит на месте, и, чтобы привлечь внимание молодёжи, необходимо использовать современные технологии.
– Мы смотрим другие, зарубежные фильмы, а ведь и у нас есть интересная история, – считает организатор Исламгали БЕТИК. – Ислам ориентировочно пришёл к нам в 8 веке, конкретно в этот регион, может быть, чуть позже. Тем не менее, предки принимали его, и тогда не было никаких проблем, никаких радикальных течений. Все вопросы решались нормально, люди помнили о чести и уважении. Этот вопрос необходимо поднять, объяснить его людям.
Изучение истории родного края и собственного генеалогического древа таит в себе немало сюрпризов, которые вполне могут послужить и как средство воспитания молодого поколения. Юношам и девушкам наверняка будет любопытно узнать, что их дедушки и бабушки пользовались особым уважением среди знакомых, знали десятки языков и обладали таким запасом знаний, что любой современный учёный обзавидуется.
– Мы только сейчас начинаем открывать глаза, – говорит Исламгали Бетик. – Оказывается, например, что мой троюродный дед был бием. Но никто об этом ничего не писал. А если внук, допустим, узнает, что его дедушка знал 40 языков, он тоже будет стремиться к знаниям. Может быть, поступит на языковое отделение. Если дед был батыром, то ребёнок подумает и станет военным. Это тоже интересно. Такие детали влияют на выбор профессии и, главное, воспитание. Если мы будем знать историю, все воспитательные и идеологические вопросы решатся.
Свобода вероисповедания
Независимость Казахстана дала людям свободу выбирать своё отношение к религии. На территории страны мирно проживают приверженцы многих верований, и государственные программы направлены на то, чтобы поддерживать мир и согласие, а также изучать наследие прошлого.
Больше всего о своих родственниках, конечно, знают только их потомки. Последние годы люди всё чаще обращаются к памяти о своих близких, стараются узнать детали их биографии, то, чем они жили и во что верили. Такой интерес способен положительно повлиять на решение многих актуальных на сегодняшний день вопросов:
– Даже президент говорит, что мы должны чтить память наших предков, – заметил Исламгали Бетик. – Они принимали суфизм, потому что это течение было им близко. Можно сказать, что суфизм – традиционная религия всей Средней Азии, тем более – всего Казахстана. Это одна из многовекторных религий, которая принимала все конфессии, никогда не была радикальна к другим верованиям. Суфизм – очень миролюбивое течение, он принимал всё, ни с кем не враждовал. Это самое главное. А мы не хотим это принимать. Почему? Потому что мало знаем. Историю необходимо знать и помнить!
Асель ШИЕНБАЕВА
Фото из архива музея “Руханият”