На границе фуры ходят хмуро
В четверг утром, по невероятному совпадению, очередей на пропускном пункте не было. Только накануне визита актюбинцы выкладывали фото километровых пробок, но 1–го ноября легковушки проходили пункт пропуска минут за 5, а у ворот стояло всего несколько фур. Судя по отчётам руководства погранслужбы, дальнобойщики даже обожают стоять тут в очередях. Дескать, маршрут они просчитывают заранее, и относятся к очередям, как к возможности выспаться и передохнуть.
Тот факт, что на выходных и в летний период в пробках приходится торчать и водителям легковушек, руководство не отрицало. Но проблема тут, по их мнению, кроется не в нерасторопности пограничников, а в технической пропускной способности пункта.
Пропускная способность пункта «Жайсан» составляет около 1.500 автомобилей в сутки, а в летний период – около 3.000, дорога состоит из 8–и полос: 4 на выезд и 4 – на въезд, функционирует 6 кабин паспортного контроля. Из–за капитального ремонта дороги желающих проехаться за границу стало больше, и хотя сотрудники укладываются в отведённое для осмотра машины время, очередь всё равно движется медленно. Особенно остро эта проблема ощущается в курортный сезон, когда актюбинцы едут отдыхать в Соль–Илецк.
Более того, для коррупции «Жайсан» неудобен. Дело даже не в честности пограничников, а в архитектуре пропускного пункта. На «Жайсане» предприниматель проходит по общему коридору, а в Уральске для оформления документов он должен зайти в отдельный кабинет. Другими словами, вручить взятку на «Жайсане» намного сложнее, чем в соседнем регионе.
– У меня есть сведения о факте контрабанды сигарет в Россию. Фура пыталась вывезти подакцизный товар на несколько миллионов тенге. Сигареты закупили в Актобе, но провезти их пытались через таможню в Уральске. Тем не менее, я считаю, что факт попытки вывоза подакцизного товара таможенный контроль должен был выявить в этом регионе и пресечь этот канал, – поделился член республиканской мониторинговой группы Алдан МЕНКЕЕВ.
Не пропустишь картошку – раздавим яйца
На данный момент виновным в попытке контрабанды сделали водителя фуры. Дескать, он должен был понимать, что именно ему загружают. Обычно нарушения такого рода обнаруживает российская сторона. Происходит это благодаря мобильным постам на трассах. Долгое время россияне высказывали претензии нашим таможенникам, что те пропускали машины с незаконным грузом. Сейчас ситуация несколько изменилась.