Мерзкая работа белых халатов
Встреча членов правительства с медперсоналом Атырауского ПЦ была недолгой, но эмоциональной.
Глава региона сообщил, что руководитель областного управления здравоохранения Маншук АЙМУРЗИЕВА подала заявление об увольнении, сейчас оно находится на рассмотрении. Но ей пришлось держать ответ перед членами правительственной делегации во главе с вице–премьером Сапарбаевым, которые в минувшую пятницу встретились с медицинским персоналом Атырауского перинатального центра.
Первым делом Бердыбек Сапарбаев поинтересовался, по каким причинам за 9 месяцев этого года в перинатальном центре умерли 99 детей. Глава облздрава Аймурзиева ответила, что “перинаталка” кадрами обеспечена, каждый год на улучшение материально–технической базы учреждения выделяются большие деньги: например, в 2018–м – 190 млн тенге. Что касается причины младенческой смертности, то она отметила, что перинатальный центр – медучреждение третьего уровня, а значит, сюда направляют беременных с самыми сложными случаями, и врачи не всегда могут помочь.
Вице–премьер напомнил трём десяткам медиков, написавших заявление об увольнении, что они давали клятву Гиппократа и, значит, должны добросовестно трудиться. Однако, по словам замглавврача родовспомогательной клиники Аскара КЕНЖЕГАЛИЕВА, работать с каждым днём всё труднее – очень накалённая и напряжённая обстановка.
Тем временем медсотрудники ПЦ, как нам стало известно, уже подыскивают места в других лечебных учреждениях Атырау, в частности, несколько человек разослали резюме в городские поликлиники.
Между тем в день приезда вице–премьера прошла пресс–конференция департамента агентства по противодействию коррупции (ДАПК) по Атырауской области, на которой всплыли шокирующие сведения, в том числе о работе перинатального центра. Вот лишь некоторые из них.
На вопрос журналистов, почему антикорровцы не выехали в ПЦ сразу после того, как только во время прослушки телефонного разговора узнали, что новорождённого хотят поместить в морозильную камеру, руководитель ДАПК Ныгмеджан САПАРОВ сказал:
– Мы выехали незамедлительно. Свернули всю свою работу по некоторым должностным преступлениям, наше оперативное реагирование осталось половинчатым. Была единственная мотивация – спасти младенца. Но, к сожалению, мы не успели... Куаныша Нысанбаева (главврач ПЦ. – Ред.) три часа по городу ловили и поймали в сауне, а в самом перинатальном центре долгое время двери не открывали. Мы бы планомерно работали, но когда у нас, как вы говорите, по прослушке прошла информация о совершении преступления, мы выскочили и оперативно поймали их за руку.
– Имеются факты, – констатировал Сапаров, – безответственности отдельных врачей, которые в нетрезвом состоянии принимают участие в операциях, вручную при родах “выжимают” плод, нанося непоправимые травмы младенцу. И ряд других фактов. Убийство – это часть системного безобразия в перинатальном центре.
Руководитель антикоррупционного департамента также сообщил, почему будет закрыто, пока временно, родильное отделение ПЦ:
– У нас имеется достаточно доказательств по наличию различного рода инфекций, поставок некачественных лекарственных препаратов, используемых в перинатальном центре. Например, физраствор, вводимый внутривенно, закупается в пластиковой таре и хранится в помещении, не соответствующем требованиям по их хранению.
В перинатальном центре обнаружено отсутствие на протяжении полутора лет самостоятельной вентиляционной системы, в результате воздух насыщен концентрацией пыли и инфекций. Бельё сушится на грязных заборах, а рядом, в 3 метрах, идёт ремонт автотрассы. Потом это бельё используется для рожениц и в эти пелёнки заворачивают новорождённых, – заключил перечисление установленных борцами с коррупцией фактов Ныгмеджан Сапаров.
В связи с закрытием родильного отделения ПЦ пресс–служба областного акима сообщила, что беременные будут рожать в городском роддоме и в двух областных больницах – там в срочном порядке будут открыты соответствующие отделения, которые обеспечат необходимой аппаратурой.
По мнению гинеколога поликлиники №3 Нурбике УЖАЕВОЙ, младенческая смертность в регионе высокая ещё и потому, что атырауские женщины не прислушиваются к наставлениям врачей, не соблюдают рекомендуемые интервалы между беременностями и очередными родами.
– На моём участке много таких, – констатирует Ужаева. – Вот у нас заявили, что можно, как на Западе, выхаживать малышей, родившихся весом 500 граммов. Я была в Москве, там выхаживают, да. А у нас, к сожалению, не Запад...