Кому на селе жить хорошо?
Село Акай Алгинского района, которое больше известно, как Ильинка, находится в 80 км от города. За последнюю пару десятков лет жизнь в этом селе очень изменилась. Сами жители давно заметили, что их посёлок не становится лучше, и от той Ильинки 20-летней давности ничего не осталось.
– Всю свою жизнь я проработал механизатором, сейчас на пенсии, – говорит сельчанин Кадырбай АЙТЖАНОВ. – Так что за всё время заметил, как поменялась жизнь в селе. Я тут родился, в молодости хотел уехать, но что-то остановило. Конечно, не жалею, что остался. Тут моё место…. Несмотря на то, что жить стало немного сложнее. Из-за отдалённости от города и разбитой дороги возникают трудности, проблема даже в больницу съездить. В местный медпункт пойдёшь, а там лекарства нет, которое тебе нужно. Или уже их разобрали.
Аптек в селе нет, пара продовольственных магазинов – и всё. Сельчане заранее составляют списки возможно необходимых медикаментов и закупают их, когда едут в город. Если случится что-то экстренное, то придётся, как минимум, найти машину, чтобы добраться в город, как максимум – перетерпеть тяжёлую дорогу. А зимой, когда после метели и снежных заносов посёлок оторван от мира, лучше, конечно, вовсе не болеть. Ну, или потерпеть до лета… Потому что весной дорогу размывает весенними паводками.
В Ильинке предусмотрена своя скорая помощь, но на неё выделяют мало средств. Больному придётся заплатить за бензин, чтобы доехать до городской или алгинской больницы, где, собственно, и вынужден лечиться сельчанин.
Держать коров становится невыгодно
Многие оставили свои дома в поисках лучшего, уехали в город или даже другие государства. Сейчас в Ильинке больше 90 заброшенных, никому не нужных домов. Люди уезжают из-за отсутствия работы, отдалённости от города и коммуникаций.
– До распада колхоза была совершенно другая жизнь, – говорит Анатолий КАРТУЮКОВ. – Были огромные поля с бахчой. У нас всегда были благоприятные условия для этого. Полные машины арбузов и дынь везли в город на продажу. Спустя десяток лет это почему-то стало нерентабельно, и в город завозят соль-илецкие или ташкентские бахчевые культуры. А теперь, кроме сена, наши тракторы ничего и не возят, и то за такие деньги, что хоть коров распродавай.
100 тюков сена стоят 30.000 тенге, только этого количества еле хватает прокормить одну корову. Если раньше в каждом доме было по две-три скотины, то теперь обычному сельчанину найти 90.000 тенге на то, чтобы прокормить хотя бы три крупнорогатых головы – крайне сложно. Вот и приходится оставить одну, ну, максимум с телёнком.
– Когда-то мы держали большое хозяйство, – говорит Анатолий. – Теперь это просто невыгодно. Одной пенсии совсем не хватает. Нам же даже газ перестали возить. Раньше приезжала машина, полная газовых баллонов. Мы выходили и покупали. Теперь за газом мы вынуждены сами ехать. А когда его проведут, неизвестно.
Конечно, приходится как-то выкручиваться. Одним помогают дети, которые живут в городе, другие вынуждены работать, не покладая рук, чтобы не только прокормить семью, но и вести хозяйство.
Кто хочет – тот работает
Сельчане уверяют, что с работой в селе туго, однако нашлись и те, кто считает, что работа есть для тех, кто хочет работать.
– Для меня Ильинка не просто мой дом, это моя земля, моя родина, – говорит владелец крестьянского хозяйства Салават ТУЛЬКИБАЕВ. – Тут жили мои родители, живёт моя семья, приезжают из города внуки. Считаю, что жалуются на жизнь те, кто не знает, как работать. Кто хочет заниматься делом – тот будет им заниматься.
Салават Тулькибаев в 90-е годы, когда стали распадаться колхозы, не отчаялся и решил открыть своё крестьянское хозяйство. В 1999 году ему это удалось. С тех пор работает, совершенствуется и не останавливается на достигнутом. Более того, помогает и другим сельчанам зарабатывать. В хозяйстве Салавата работают 17 сельских семей.
– Я стараюсь развиваться, – говорит Салават. – В моём хозяйстве больше 200 голов КРС, 120 лошадей, около 2.000 племенных баранов и овец. Мы разводим коров казахской белоголовой породы, племенных, привезённых специально из Российской Федерации. У нас заказывают племенных коров, баранов и овец в Волгоград, Костанай и Украину.
Сейчас Салавату помогает его средний сын, который раньше работал в городе, но решил вернуться домой и продолжить дело отца. Они часто ездят в город, для этого специально приобрели машину с хорошей проходимостью, поэтому проблему плохой дороги уже не обсуждают.
Оказывается, в посёлке действуют около 22 крестьянских хозяйств. И салаватовское не самое большое. Каждое из них – это работа для сельчан. В селе действует пришкольный детский садик. Он небольшой, но детей оставляют даже с двухлетнего возраста.
Место хорошей рыбалки и чистого воздуха
– Я не вижу сложностей жизни в нашем посёлке, – говорит Салават. – Я тут проработал всю жизнь. За час 15 минут мы доезжаем до города по любой необходимости. В городе не всегда так быстро можно доехать с одного края в другой. Дорога, конечно, со временем разбивается, её нужно делать, но не думаю, что это такая серьёзная проблема. Мои взрослые дети, которые живут в городе, питаются отсюда. Зачем покупать в городе мясо непонятного происхождения, если вот оно – всё своё, проверенное! У нас тут речки, рыбалка, чистый воздух – благодать.
На самом деле в Ильинку всегда приезжали городские рыбаки, чтобы порадовать себя хорошим уловом. Тут много плотин и плёсов, в которых прозрачная вода и водится крупная рыба. На выходные плотину всегда окружали местные и приезжие рыбаки, уезжающие отсюда с полными садками рыбы.
Однако в последнее время рыбаков стало заметно меньше. Оказалось, недавно плотины выкупил какой-то предприниматель и сделал их платными. Так что рыбалка в этих местах запрещена. И пока приезжие рыбаки возмущаются, местные довольны, что кто-то взял под контроль их ильинские воды.
Каждый хозяин в своём селе
Сельчане вспоминают, что когда-то в их посёлке жизнь просто кипела. Приезжали работать и учиться со всего Советского Союза. Люди женились, оставались, рожали детей, строили себе дома.
В Ильинке была большая больница, со стационаром, где были квалифицированные врачи, которые могли оказать любую помощь. Чтобы родить ребёнка, не приходилось час ехать в городскую больницу. Женщины рожали в селе.
Дети ходили в детский садик, группы которого были постоянно переполнены. В школах проводились большие выпускные вечера, на которые приглашали всех желающих. Многие оставались в посёлке, потому что знали: тут они без работы не останутся.
– Сюда приезжала молодёжь со всего бывшего СССР, – говорит сельчанин Анатолий. – Тут было ПТУ, где учили на трактористов, машинистов, комбайнёров, водителей. Приезжали из Молдавии, России, Украины, со всего Казахстана. Сколько невест наших, ильинских, отсюда забрали. Об Ильинке знали многие.
Жители Ильинки вспоминают, что здесь до развала колхоза было больше 300 домов. Каждый праздник организовывался конторой. Приглашали в клуб, привозили товары из разных городов, завозили новинки кино. Теперь в посёлке чуть больше сотни домов. Праздники сельчане отмечают только дома, в кругу своих родных и близких, а кино смотрят по телевизору.
Однако, несмотря на возмущение и проблемы, уезжать из Ильинки сельчане не планируют: «Куда мы из дома-то своего уедем? Здесь наше место! Тут мы хозяева!».
evrika@evrika.kz
фото автора