Колёса сансары
– По данным международных экспертов, от дорожно-транспортных происшествий погибает людей больше, чем от тяжелых заболеваний и природных катаклизмов. Вероятность погибнуть от дорожно-транспортных происшествий у нас в 11 раз выше, чем в развитых странах. В целом по стране у нас отмечается рост по всем показателям.Это очень серьёзная ситуация, которую надо исправлять, – подчеркнулАлихан Смаилов.
Всего с начала 1990-ых годов в ДТП погибло более 80-и тысяч казахстанцев. Все эти люди могли бы жить в отдельном городе. Происходящее ежедневно на трассах рядом с нами на самом деле куда страшнее авиакатастроф и стихийных бедствий, которых обычно все так боятся.
Самонадеянность – наше всё
Наибольшее количество ДТП по регионам происходит в Алматинской области. На её трассы приходится одна пятая часть всех аварий в стране. В Актюбинской же области происходит только около пяти процентов от всех ДТП. Однако и местная статистика пугающая. С начала года за нарушение правил дорожного движения оштрафовали более 145 тысяч водителей!
Многие из виновников аварий – рецидивисты. Так, из 3,7 тысячи автолюбителей, разъезжавших по дорогам без водительских прав, 257 были лишены водительских прав ранее. Ещё более 90 водителей приговорили к различным срокам отбывания наказания в колониях за повторное управление транспортом в состоянии опьянения. Всего по вине нетрезвых водителей произошло 11 аварий, в них погибли 2 человека и 16 получили травмы.
По сведениям пресс-службы областной прокуратуры, всего с начала этого года в области произошло более 370-и аварий. В них погибли более 75-и человек, 10 из которых были несовершеннолетними. Также более 500 человек получили травмы.
В прокуратуре отмечают, что большая часть аварий – это наезды на пешеходов, столкновения и опрокидывания транспортных средств. Главные причины аварий, в которых гибнут люди, – это нарушение правил маневрирования, выезд на встречную полосу.
В Актобе самыми опасными стали участки дорог на проспекте Нокина – 12 ДТП, и по проспекту Абилкайыр хана – 11, и дороги, прилегающие к школам. Количество ДТП по проспекту Нокина выросло в 3 раза, в полиции связывают это с малым количеством камер видеонаблюдения и освещения. На этих участках дорог 8 водителей привлекли в ответственности за превышение скоростного режима, 13 – за наезд на пешехода. Ещё одного уже приговорили к четырём годам лишения свободы.
Откуда браться культуре?
В Департаменте полиции отмечают, что проводят много профилактических мероприятий для снижения уровня аварийности. Часто они обнажают ещё более страшную ситуацию на дорогах, однако стабилизировать ситуацию пока не удаётся.
Алихан Смаилов считает, что нужно ужесточать меры наказания для рецидивистов ещё сильнее:
– В мировой практике оценка безопасности осуществляется по трём компонентам: водитель – автомобиль – дорога. К сожалению, у нас очень низкий уровень культуры вождения среди водителей. Злостных нарушителей правил дорожного движения у нас установлено около 71-ой тысячи. Некоторые из них допустили до 150-и нарушений в этом году. Безусловно, к таким водителям надо применять жёсткие меры наказания, – призвал премьер-министр.
Также он обратил внимание на то, что молодым водителям негде практиковаться. По его мнению, необходимо изменить подходы к деятельности автошкол, так как сегодня их никто не контролирует и не лицензирует.
– Нет достаточной сети автодромов, где можно получать первые навыки вождения. Акиматам надо рассмотреть этот вопрос совместно с бизнесом, – поручил премьер.
Смаилов добавил, что в общеобразовательных школах не возобновлено обучение детей правилам дорожного движения. Есть серьёзные вопросы и к качеству проведения техосмотра автомашин.
Замкнутый круг
Наивно было бы говорить, что во всём виноваты только водители. Упомянул премьер-министр и о том, что качество дорог в Казахстане оставляет желать лучшего. И в качестве примера привёл нашу область:
– Казахстанцы постоянно жалуются на качество дорог. Например, 26-го сентября в Актобе жители перекрыли объездную дорогу. Их недовольство понятно: на том участке нет освещения, пешеходных переходов, элементов безопасности. Всё это приводило к многочисленным авариям, – признал Смаилов.
В целом, по мнению премьера, в сфере безопасности дорожного движения не в полной мере используются видеокамеры и другие технические средства контроля. На автодорогах республиканского значения системы видеонаблюдения имеются только в Акмолинской области. Он поручил провести детальный анализ роста аварийности, усилить надзор за дорожным движением на наиболее опасных участках, принять дополнительные меры по созданию безопасной дорожной инфраструктуры, а также расширить сети камер фиксации нарушений.
Кроме того, Министерству индустрии теперь необходимо выработать механизм эффективного контроля за качеством проведения техосмотра и состоянием дорог, а министерствам юстиции и внутренних дел – рассмотреть вопрос ответственности автошкол за некачественную подготовку водителей.
Есть и ещё один важный аспект. По статистике, сейчас каждый третий автобус в стране эксплуатируются уже свыше 20 лет. Основная часть старых автобусов находится во владении физических лиц. Ежегодно сотрудники полиции выявляют порядка 500–700 фактов эксплуатации переоборудованных автобусов, используемых для нерегулярных перевозок. Пока такие факты только учащаются. Такое состояние транспорта тоже не прибавляет оптимизма и провоцирует новые аварии.
Пока же происходящее на дорогах напоминает замкнутый круг. Правительство не ограничивает появление новых автомобилей и пока только стимулирует автомобилизацию наших городов расширением дорог и неэффективным регулированием общественного транспорта. А пока меры будут точечными, казахстанцам так и придётся лавировать среди бескультурных водителей, колдобин на трассах и надеяться, что в этот раз снова повезёт.