Кодекс степных рыцарей
Сейчас музей в Кобде имеет статус филиала актюбинского краеведческого музея. Это обязательный пункт для туристов, выбравших тур «Хобда – родина батыров». В тур входит посещение исторического комплекса Абат–Байтак и мавзолея Кобланды батыра, но в музее можно получить историческую справку об этом крае. Гостей при входе встречает настоящая кольчуга батыра. Экспонат очень древний, но тут (в виде исключения) посетителям разрешается аккуратно её потрогать. Чтобы ребята могли представить, каково это – носить на себе такую тяжесть.
Именно для воспитания патриотического духа у подростков и предназначена большая часть экспозиции. Тут, в зале музея, ребята начинают понимать, какой ценой давалось процветание Казахстана. Ежегодно музей посещают группы трудных подростков. Многие из них после экскурсии пересмотрели прежние идеалы. Герои, чьи имена вписаны в летопись истории, стали для них более достойными для подражания личностями, чем бандюки из боевиков и дворовые авторитеты.
Память не продаётся
Первая волна переселенцев появилась в хобдинских степях ещё до революции. Тут даже работала церковно–приходская школа, где любой желающий мог научиться читать и писать. Так происходил своеобразный культурный обмен: местные жители постигали письмо и грамматику, а поселенцы изучали язык и традиции казахского народа. Предметы быта, хранимые в музее, позволяют проследить культурное становление района. Долгое время они хранились как семейные реликвии, а потом, с появлением музея, были переданы жителями посёлка в музейный фонд.
Эти дары – по–настоящему щедрые. Например, сундуки с тонкой резьбой или медные самовары могли бы украсить коллекцию любого ценителя антиквариата. На аукционах, в крупных мегаполисах, они уходят за большие деньги. На выручку можно вполне приобрести домик в посёлке или автомобиль. Но жители предпочли сделать это достояние народным, передав вещи в музей. Память о предках невозможно измерить в деньгах.
Степные рыцари
В Хобдинский район отправляли немало ссыльных. Одним из самых пронзительных экспонатов стала телогрейка с порядковым номером лагеря «Алжир». Она установлена на витрине так, что в ткань вот–вот вопьётся острие ржавой колючей проволоки. Данная экспозиция никого не оставляет равнодушным. Рядом с телогрейкой лежит крохотный чемоданчик, куда с трудом влезет один тёплый свитер с парой шерстяных носков. Именно с такими саквояжиками сюда отправляли «политически неблагонадёжные элементы». Людей, имевших «не ту» запись в графе «национальность» или читавших не те книги. Брать вещей больше, чем влезет в этот чемоданчик, запрещалось.
Красные комиссары надеялись, что степной холод и нехватка продуктов сократят число «врагов народа». Но палачи не учли одного – местного гостеприимства. Во многих районах Актюбинской области сосланные копали себе норы–землянки, чтобы хоть как–то спастись от ветра и холода. Тут же ни один человек не остался без крыши над головой. И бедные, и богатые звали ссыльных к себе домой, делились последней ложкой супа. Славные потомки батыров проявляли великодушие, и не страшились гнева советской власти. Так уж завещали их гордые предки: не оставлять без внимания тех, кто оказался в беде. Заветы храбрых батыров были крепче, чем рыцарский кодекс.
Крепнет связь поколений
Третья волна переселенцев в Хобду пришлась на период освоения целины. Они привозили новейшие достижения тогдашней науки и техники. Сейчас детям и подросткам вещи 50–х кажутся диковинными. Например, пишущая машинка, не исправляющая ошибки и не позволяющая редактировать текст, как это делают сейчас самые простенькие компьютеры. Или радиоприёмник размером с письменный стол, позволяющий ловить только десяток радиостанций. Тут есть невероятно модные в 50–х ридикюли, чайники, расписанные под Гжель, музыкальные инструменты. Несмотря на кажущуюся простоту и невзрачность, эти экспонаты красноречиво рассказывают о культурном досуге дедушек и бабушек. Так связь поколений становится крепче.
– Когда мы услышали послание президента, в котором говорилось о модернизации сознания, нам стало ясно, что тут, в Кобде, не нужно придумывать что–то новое. Необходимо только укрепить то, что у нас уже есть. Работа по воспитанию патриотизма в районе давно уже ведётся. Хобдинский район всегда обладал большим туристическим потенциалом, а сейчас, при поддержке области и НПО, мы наконец можем реализовать этот потенциал, – поделилась руководитель районного отдела внутренней политики Акшолпан УРАЗОВА.
День благодарения
Но руководство музея не ограничивается обычной экскурсией. Ко всем праздникам тут готовится обширная культурная программа. Ни Наурыз, ни День Конституции, ни празднование независимости не обходятся без красочного концерта с приглашёнными творческими коллективами из всех уголков области. Упор при составлении программы концерта делается на народное творчество. Однако самым важным праздником для жителей Кобды стал День благодарения. Подобного мероприятия пока нет ни в одном районе области. В этот день собираются все жители посёлка, чтобы послушать истории тех, для кого Кобда стала второй родиной. Истории бывают смешные и грустные. Кто–то приехал сюда не по своей воле, кто–то с духом авантюризма отправился покорять бескрайние степи. Но кончаются истории одинаково. Все участники мероприятия благодарят гостеприимный край. В Хобдинской области проживают представители более 30–и национальностей. Русские, украинцы, немцы, гагаузы, молдаване. На каждом празднике, кроме официальной части, проходят вечера, где каждый этнос делится секретами национальной кухни.
Вторая родина
Почётными гостями на всех праздниках, организованных при содействии музея становятся те, кто внёс большой вклад в развитие посёлка. Например, совсем недавно жители Кобды чествовали медицинского работника Лидию ВИННИК, которой исполнилось 70 лет. За годы работы она принимала роды у многих женщин. Благодаря её заботливым рукам не одно поколение появилось на свет. Неудивительно, что почти все сельчане зовут её второй мамой или самой настоящей казахской снохой.
Кстати, в Кобде с давних времен прижилась особая традиция. К людям других национальностей в разговоре обращались с казахскими именами, то есть их имена и фамилии немного менялись на казахский лад.
– Неважно, какой ты национальности, но в Кобде ты точно казах! Везде свой, – шутят жители посёлка.
Ждём гостей!
Кобда находится на оживлённой трассе, поэтому недостатка в посетителях музей не испытывает.
– Всё начиналось со скромного уголка в акимате, потом экспозиция стала расти. Появились уголок природы нашего края, макет некрополя Абат–Байтак. К нам приезжают туристы из Актау, Атырау, Уральска, не говоря уже об актюбинцах. Есть даже гости из дальнего зарубежья. Сейчас мы развиваем туристический сервис. Возле некрополя уже есть гостевой дом, а скоро там появится всё необходимое для путешественников, вся нужная инфраструктура. Работы уже ведутся. Также в планах есть строительство гостиницы у комплекса Кобланды батыра. Но при любом туре посещение музея становится обязательной частью программы, – прокомментировал заведующий музеем Конысбек ШАКЕНОВ.