Кладбищенская кормушка для бизнесменов
Дело в том, что само кладбище было уже переполнено, и сельчанам предложили хоронить усопших в городе. После долгих разбирательств и возмущения, кладбище сельчане отвоевали, сразу расширили. Под чутким руководством совета старейшин сами сельчане занимались благоустройством местного места захоронений.
– Мы ухаживали за этим кладбищем всем селом, – говорит пенсионер Фёдор ГРИЦЕНКО. – Каждый месяц сдавали деньги на содержание его в чистоте. У нас и смотритель есть, и ответственное лицо. Никогда не было никаких проблем с чистотой, потому что все разом выходили на субботники. Отдельно собирали деньги на то, чтобы сделать забор. А теперь вдруг появились люди, которые хотят присвоить себе то, что принадлежит селу.
По словам сельчан, эта земля была бесхозной, никто за неё не брался. Поэтому они самостоятельно следили за его состоянием. Похороны обходились в 30.000 тенге – этих денег хватало на оплату работы копачей, нанять «Газель» и похоронить умершего.
– У нас дружный народ, – говорит Фёдор Николаевич. – Помогаем друг другу. Если нет возможности платить копачам, молодые парни, знакомые помогают. Не без этого. Все как–то друг с другом могут договориться. Но на днях на всеобщем собрании сельчан нам представили двух парней из городской фирмы, которые сказали, что выиграли тендер, и акимат им позволил взять участок сельской земли под захоронения в аренду.
БИЗНЕС НА ПОКОЙНИКАХ. – Тут лежат все наши родные люди, мы хотим быть похоронены рядом с ними. А теперь нам говорят, что эта земля принадлежит не нам, и за любые услуги на этой земле нужно платить, – говорит Лариса БОРИСОВА.
На собрании жителям села выдали лист с ценами на услуги, которые фирма готова и будет предоставлять всем, кто хочет воспользоваться местным кладбищем. Цены сельчан ужаснули.
– Тут простые пенсионеры получают по 30.000 тенге, – говорит председатель совета ветеранов Жолдыбай ИЗБАГАНБЕТ. – А их фирма говорит, что теперь похороны обойдутся в 100.000 тенге. Откуда брать такие суммы? У нас возник вопрос: а что будет с теми, у кого не окажется такой суммы, и он просто приедет на место хоронить родного человека? В ответ жители услышали, что кладбище обнесут забором, а бесплатно никого хоронить на нём не будут.
Курайлинцы возмущены тем, как городской бизнес дошёл и накрыл их сельское родное кладбище. Однако аксакалы не намерены всё так пускать на самотёк.
– После этой новости, мы пошли к нашему акиму Макпал Шегаевне, чтобы от неё услышать, чего нам стоит опасаться, – говорят сельчане. – Однако она нас не успокоила, более того, мы почувствовали, что в этом вопросе она не на нашей стороне. Мы были разочарованы, что в таком простом вопросе она не смогла отстоять мнение большинства.
Тогда сельчане решили собрать подписи, чтобы официально утвердить количество несогласных с таким новым поворотом событий. За полтора дня собралось 1.562 подписи тех, кто выступил против передачи кладбища в чужие руки.
Полторы тысячи людей – серьёзное количество. С таким отрядом можно целый бунт поднять.
АКИМАТ СТАВИТ ПЕЧАТЬ, НЕ РАЗОБРАВШИСЬ. Однако бунта мирные жители не хотят. Они хотят, чтобы их услышали и оставили всё, как было.
– Мне очень жаль, что диалог с городской фирмой у моих сельчан не получился, – говорит аким Курайлинского округа Макпал ТУРМАГАМБЕТОВА. – Думаю, что тендер уже сложно отменить, и это законное решение акимата. Однако мы ждём ответа на несогласие жильцов отдавать кладбище в аренду. Я сказала представителям фирмы, что цены совершенно не приемлемы для жителей села. Их нужно корректировать. 100.000 тенге – это много для простого человека. Однако считаю, что в любом деле должны быть ответственные люди. Старые кладбища нужно консервировать, этим может заняться эта фирма. Они же будут вывозить мусор, убирать территорию, кладбище нуждается в новом ограждении.
Однако сами жильцы не понимают, почему они должны беспокоиться о консервировании старых кладбищ. Ведь за всё это опять же будут платить они сами. Зачем тогда этот посредник между сельскими делами и самими курайлинцами? Зачем отдавать под бизнес то, что принадлежит селу и не должно принадлежать городским предпринимателям? И почему в акимате ставят печати и дают согласие на то, что даже не обсудили с сельчанами?
Конечно похоронный бизнес – это гарантированный на успех бизнес, в нём точно не прогоришь. Однако нельзя мерить сельские кладбищенские услуги с городскими. И если в городе отдать 80.000 тенге, за то, что экскаватор выроет могилу за 5 минут – ещё куда ни шло, для сельчан – немыслимо. Да и где гарантия, что за эти 100.000, что стоят их услуги, эта фирма будет пылинки сдувать с могилок и мусор вывозить чаще, чем раз в год на Родительский день (в лучшем случае)?
Печальный опыт показывает, что городские кладбища особенным порядком не отличаются. Курайлинское же кладбище выглядит вполне благополучно. На его территории есть мусорные баки (кстати, пустые), туалет, вполне пригодное ограждение на православном, и забор из профлиста на мусульманском кладбище, есть смотритель, свои порядки в расположении могил, установленные правила. Конечно, это выгодная кормушка для городских предпринимателей, которые буквально на ровном месте хотят заработать на чужом горе. Только вот честно ли это по отношению к самим сельчанам…