Импорт и экспорт под угрозой!
Свои же и не разрешают
– После введения со стороны Евросоюза запрета на въезд к ним перевозчиков из России и Белоруссии все транспортные компании обеих стран переключились на перевозки внутри Таможенного Союза, что поспособствовало перенасыщенности автомобилей, – сообщил заместитель директора по правовым вопросам региональной палаты предпринимателей Руслан КУЙШИНОВ. – В результате предложение превысило спрос, и, соответственно, цены на перевозки упали. В поддержку перевозчиков России и Белоруссии их правительства обязали всех своих производителей товаров и услуг пользоваться услугами местных логистических фирм. В этой связи грузоперевозчики Актюбинской области перенаправили автопарк на дальнее зарубежье, где столкнулись с дефицитом иностранных бланков разрешений.
В палате добавили, что распределением и выдачей бланков в территориальные инспекции занимается министерство индустрии и инфраструктурного развития РК (МИИР РК). И в этом распределении правозащитники проследили малое количество бланков в нашу область, тогда как другие регионы их понаполучали с избытком.
– Таким образом, у многих перевозчиков начинаются простои, а это убытки и дальнейшие негативные последствия, – недоумевает Руслан Куйшинов. – К примеру, фирме «Rokos Logistics» отклонили заявку от 13 июня 2022 года по направлению в Польшу и от 17 июня 2022 года по направлению – Латвия. Причинами для отказа стало отсутствие ИБР в территориальном органе и в резерве МИИР РК. Однако наша палата установила, что количество полученных бланков «Польша универсальные» составляет 13.500 единиц, а остаток – 2.728. В Актюбинской области получено бланков – 185 и в остатке – 3. Возникает вопрос: на каком основании уполномоченный орган отклонил заявку «Rokos Logistics», когда ещё 3 бланка имелось в запасе?!
При этом в Алматинской области в остатке 289, в Атырауской – 177, в Карагандинской 517, в Костанайской – 652, в Павлодарской – 119. Считаю, что МИИР РК вправе перераспределить бланки с остатков других областей к нам, но этого почему-то не делается.
Ввозить скоро станет некому
Грузоперевозчики просят увеличить количество бланков на Актюбинскую область в Австрию, Латвию, Германию, Польшу, Грузию, Азербайджан и Турцию. А такие бланки, как Чехия «В третьи страны», Германия «Евро 6» и «Евро 3», Финляндия «В третьи страны», – вообще не выдавались, утверждают правозащитники. На их запрос в министерстве индустрии ответили, что на сегодня проводятся переговорные процессы по увеличению квот с рядом европейских стран (Польша, Литва, Болгария, Венгрия, Словения, Чехия и другие). А также в правительстве сообщили, что планируют усовершенствовать автоматизированную систему выдачи бланков-разрешений, в связи с возросшим уровнем запросов на европейский рынок.
– Эти инициативы министерства требуют определённого и пока неизвестного количества времени для разрешения. Однако бизнес не может ждать! – возмущаются правозащитники. – Уже сегодня грузоперевозчики столкнулись со снижением количества заказов и падением ставок, что в конечном итоге приведёт практически к прекращению их деятельности. Если 1 автомашина будет простаивать, то общий ежемесячный убыток составит от 600.000 тенге и выше (налоги, кредиты, зарплата, операционные расходы). А у обратившихся к нам фирм в сумме около 100 грузовых автомашин! Они занимаются импортом и экспортом продуктов питания, сельхозпродукции, медицинских препаратов и оборудования, стройматериалов, оборудования для производства, сырья и прочего. При этом разрешительный бланк предназначается только лишь на одну поездку.
Спектр услуг компаний перевозчиков внушительный, равно как и уровень их ежемесячного денежного оборота, который вот-вот может полностью остановиться. И выбор тогда у компаний, по мнению их директоров, только один.
– Для нашей фирмы бланков нет на Польшу, Литву, – рассказал директор ТОО «MR Logistics» Рустам МАРТАСОВ. – Это основные бланки, которые обязательно нужны. Не имея их, мы не можем заехать в Европу, так как Польша и Литва – страны транзитные. В случае, если ситуация с разрешительными бланками не улучшится, то нам не останется другого выхода, кроме как закрыться, потому что альтернативы нет: рынки России и Средней Азии уже перенасыщены.