Эх, мука - школьная наука
– Я веду алгебру и геометрию в 7 классе, ещё временно заменяю преподавателя математики в 5–м, – говорит учитель алгебры и геометрии Маржанбулакской средней школы Валентина НОЗДРЕНКО. – В конце сентября ученикам 7 класса привезли учебники по геометрии и алгебре, а вот 5–м классам до сих пор не повезло – они пока занимаются по старым учебникам. А как нам поступить иначе: новых пока нет, и мы не знаем, когда их привезут.
Без учебников остались не только школьники. Учителям, как оказалось, вообще не положено бесплатное учебное пособие, и теперь педагоги вынуждены просить учебники у своих детей, чтобы подготовиться к занятиям, так как в продаже заветных книжек попросту нет.
– Как нам объяснили, государство снабжает учебниками только детей, а нам нужно купить их самостоятельно за собственные средства, – говорит Валентина Александровна. – Да мы и не против этого, но их ведь на рынке и в магазинах нет.
Мало того, что учителям приходится теперь готовиться к урокам вслепую, так и по старым учебникам, согласно новой программе, заниматься не так легко.
– Мы обязаны работать по новой программе, – говорит учитель геометрии. – Но детям приходится скакать по старым учебникам с темы на тему, чтобы не отклоняться от заданной последовательности тем.
Например, сейчас в классе мы проходим «разложение простых чисел на множители» по программе. Но этот раздел по старым учебникам находится далеко в конце. Вот и приходится искать и прыгать то в конец книги, то возвращаться к примерам в начало, потом – снова на последние странички. Дети путаются и многое забывают.
Учителя математики и физики в 5 и 7 классах переживают, что на дворе – середина октября, а они ещё в глаза не видели новые учебники. Хотя, выслушав отзывы от тех, кто учебники уже получил, особо не расстраиваются. Может, и к лучшему, что таких учебников пока нет.
– Мы губим детей, – говорит учитель с 33–летним стажем Валентина Ноздренко. – Мы вообще не понимаем смысла постоянного переиздания этих учебников. Одни и те же упражнения и темы, только на разных страницах.
Из–за ежегодного переиздания сельским школам приходится ждать эти учебники едва ли не до самой зимы. Поэтому та ситуация, что происходит сейчас, мало кого уже удивляет.
Приходится выкручиваться
Это не единственная проблема в школе села «Прогресс», как его ещё помнят со старых времён. В связи с новой учебной программой, учителям на селе приходится сталкиваться с постоянными проблемами, так как новая программа больше рассчитана на компьютерные технологии и интернет–ресурсы.
Несмотря на то, что Маржанбулак – современный посёлок, и компьютер в классе – давно уже не диковина, однако таких возможностей, как у городских учителей, здесь нет.
Например, в посёлке не так много мест, где педагоги могли бы распечатать информацию для урока. Нужно отметить, что в рамках новой программы это требуется постоянно. Вот и вынуждены учителя и компьютеры себе домой покупать, и принтеры, и интернет высокоскоростной проводить. В общем, всё, чтобы хоть как–то соответствовать новым веяниям в системе образования.
– Нам многое приходится покупать самостоятельно, – говорит учитель русского языка Светлана ВИНАРСКАЯ. – Учебники, методические пособия и даже классные журналы. Нам сказали, что по обновлённой системе нужно купить новые журналы. Я купила за 2.000 тенге этот журнал, а он ничем не отличается от того старого за 800 тенге. И для чего тогда это всё?
Когда учителя проходили курсы по обновлённой программе, там пообещали, что всё будет понятно, и накануне учебного года им всё подробно объяснят. Однако сейчас сельским учителям приходится самим решать, как преподавать детям, и никто никаких «понятных» раскладов не давал.
– Сейчас на любой, даже лёгкий, казалось бы, вопрос в школе ответить сложно, – говорит Светлана Ивановна. – Родители спрашивают про успеваемость их ребёнка, а мы называем только баллы, которые пока для них непонятны. Что говорить, они и для нас ещё толком не понятны. Это программа больше для детей, которые и рады ничего не делать.
Новая программа пришлась ко двору не всем
Маржанбулакского учителя по русскому языку возмутило, что правила, на которых основывается вся школьная программа, в новых учебниках даются вскользь, отдельными выдержками, а основным материалом идёт познание мира, общества и государства.
– У меня стаж работы 17 лет, я не могу позволить взять и бросить всё на самотёк, – призналась Светлана Ивановна. – И стараюсь давать знания, которые когда–то сама получила. Но, в любом случае, мы связаны по рукам и ногам, потому что есть правила. И, согласно правилам, мы должны в конце каждого раздела выставлять баллы. Но нам никто не объяснял, каким образом, за какие конкретные вопросы или задания мы должны ставить баллы и какими они должны быть вообще. По новым правилам мы должны давать минимум домашнего задания.
И не следовать этим правилам нельзя, но только как это сделать, если ты отчётливо понимаешь, что губишь целое поколение?
Хотя есть и те, кто ко всем школьным нововведениям относится более лояльно. Учитель английского языка Айжан ТЕМИРБАЕВА, например, считает, что новый подход к изучению иностранного языка весьма продуктивен. Однако педагог полагает, что такую программу нужно начинать сразу с первого класса, а не скидывать её, как снег на голову, ученикам среднего звена.
– По новой программе я не должна разговаривать с учащимися на их языке, – делится Айжан. – Только на английском: и упражнения и беседа на уроке, и домашняя работа. Даже задание к упражнениям теперь на иностранном языке. Правда, не у всех есть возможность перевести это задание, так как нужен интернет–переводчик. В этом случае они могут прийти на урок неподготовленными только потому, что не смогли понять, что там нужно делать. А я, в свою очередь, не должна им помогать переводить. Такая программа принесёт свои плоды только через несколько лет, когда нынешние первоклашки в среднем звене смогут спокойно перевести и понять задания на иностранном языке. Современные же пятиклассники, которые углублёэнно стали изучать «инглиш» только недавно, будут испытывать сложности.
Вынужденное решение или инакомыслие?
Условия в школах, где до сих пор учителя–предметники волнуются из–за отсутствия учебников, вынудили неравнодушных педагогов прибегнуть к старой проверенной жизнью и опытом программе. Учителя раздали классам старые учебники, по которым пытаются наверстать упущенное в программе, пока не привезли новые.
Однако стало известно, что планируется создание специальных групп быстрого реагирования, которые бы контролировали учебный процесс и пресекали любое желание педагога преподавать по советской программе.
Предположительно, такие группы будут посещать уроки и контролировать работу учителя согласно обновлённой программе. Любые отклонения от нормы будут иметь статус «инакомыслия» и наказываться госслужбой.
В горОО данный факт не подтвердили. А неравнодушные родители бьют тревогу, правда, пока только в социальной сети, призывая родителей, объединить своих детей в один класс и нанять одного педагога, который согласится без лишней бумажной волокиты, отчётов и характеристик, давать детям нормальные знания за пределами школы.
Люди переживают, что их дети ничему не смогут научиться по этим учебникам, и считают единственным выходом переходить на дополнительное домашнее обучение по нормальной программе и нормальным учебникам.