Держи голову в холоде, а помидоры - в тепле
Сейчас в Актюбинской области функционирует более 30 тепличных комплексов нового поколения. Их общая площадь составляет 104 гектара. Только один из них, торжественно открытый в апреле этого года, рассчитан на 6,5 тыс. тонн огурцов и помидоров в год. Но в данный момент владельцы теплиц решили остановиться только на выращивании помидоров. Это требования нынешнего рынка, хотя теоретически растить в подобных теплицах можно всё, что угодно. У комплекса есть свой собственный электрогенератор. Он оказался таким мощным, что излишки электричества можно будет ещё и продавать. В теплице всегда поддерживается одинаковая температура, а сбору урожая помогают беспилотные программируемые машины. Стоит это чудо инженерной мысли 4,2 млрд тенге.
Однако горожане к тепличным овощам относятся предвзято, считая, что ни витаминов, ни питательных веществ тут быть не может. То ли дело помидорки с бабушкиного огорода, выращенные на компосте, навозе и прочем перегное.
– В Нидерландах, откуда я родом, покупатели в большинстве своём стараются приобретать тепличную продукцию, – поделился агроном комплекса «Гринхауз» Мишель РОВЕН. – Выращивание в подобных условиях гарантирует безопасность продукта. Тут исключается попадание в овощи болезнетворных бактерий и вредных химических примесей. Тем не менее, и у нас есть группы людей, которые по идейным убеждениям приобретают овощи, выращенные только в открытом грунте. К сожалению, я не могу подсчитать разницу цен между тепличными овощами и выращенными в открытом грунте. Тут нужны тщательные маркетинговые исследования.
Голландский шмель на душистый хмель
Тепличные томаты за свою недолгую жизнь земли даже не видят. Их корни получают питательные вещества из крохотного, размером с пачку сигарет, клочка специального материала. Туда же по каплям поступает очищенная вода. Так же снизу нагнетается смесь воздуха с углекислотой. Пол в теплице заасфальтирован, а упавшие листья и недозревшие плоды убирают тут же, чтобы не было процесса гниения. И вообще постороннему микробу, не говоря уже о насекомых, к помидорам не пробраться. Персонал проходит этап дезинфекции, а всё помещение периодически очищают от непрошенных гостей. Но совсем обойтись без природного баланса невозможно, поэтому в теплице поселили шмелей. Все насекомые приехали из Нидерландов. К полосатым эмигрантам тоже выдвигают строгие требования. Для опыления капризных томатов требуется отменное здоровье и хорошая родословная.
Помидоры по–спартански
Теплицы старого образца, построенные ещё при Советском Союзе, работали по совсем другому принципу. По своей сути они представляли стеклянный ангар, куда постоянно нагнетался тёплый воздух. Поэтому перепады температур внутри помещения были обычным явлением. Как показала практика, эта методика не могла похвастать эффективностью. В жаркое лето или в лютый мороз температура скакала так, что овощи могли погибнуть. О безопасной микрофлоре внутри не могло быть речи. Растения ютились в обычном грунте, и не то что микробы, но стаи крыс могли туда добраться без особых усилий. Это делало тепличное выращивание овощей абсолютно нерентабельным. Овощи из парника советские граждане видели изредка, и то благодаря дотациям от государства. Неудивительно, что в лихие 90–е энтузиасты, решившие вкладываться в тепличный бизнес и приватизировавшие парниковое наследие империи, разорялись один за другим.
Попытки внедрить турецкие технологии на нашей земле успехом не увенчались. Люди из края, где +25 считается резким похолоданием, имели смутное представление о степных морозах. Мало того, что босфорский климат заметно отличается от актюбинского, так ещё и подрядчики оказались недобросовестными. Теплицы урожай так и не дали.
Такие томаты нужны самому
Сейчас государство тоже не оставляет теплицы без внимания. Правда, от этого вмешательства эффект получается двоякий. АО «КазАгроФинанс» щедро финансирует инвестиционные проекты Актюбинской области. Кроме строительства, закупа семян и удобрений, в расходы включено ещё и обучение персонала. Только теплицы обошлись в 48,1 млрд тенге.
Сейчас в нашем регионе 35 тепличных комплексов и профинансировано строительство ещё 6. Вместе они могут дать 40,4 тысячи тонн урожая в год. Вот только на актюбинские прилавки поступает лишь половина сельхозпродукции. Остальное идёт на экспорт. Но и эти 50% томатов мы видим на прилавках супермаркетов только благодаря контролю со стороны государства. Согласно меморандуму, не менее половины урожая должны оставаться в пределах Казахстана. Это должно существенно снизить цены на овощи, так как их переизбыток на рынке способствует спаду стоимости.
На самом же деле интервенции цен практически не происходит. Местные оптовики отлично знают, что половина тепличного урожая в любом случае достанется им. Например, сейчас, в пик сезона, оптовая цена актюбинских томатов составляла около 200 тенге. На прилавках супермаркетов за них просили не менее 550 тенге за кило, и это притом, что транспортные расходы тут минимальны, всего–то пара десятков километров, а растаможка вообще отсутствует. В результате страдают как простые покупатели, которые дешёвых помидоров так и не видят, так и сами аграрии, вынужденные сдавать урожай по искусственно сниженным оптовым ценам.