Что нам стоит – дом построить, если денег нет
Очередников на жильё в нашей стране не убавляется. Наоборот: с каждым годом прирост населения вырабатывает новую систему получения жилья. Ипотечные программы, первоначальные взносы и всё прочее не сравнятся с той проблемой, которая царит у нас с начала подорожания. Зоркий глаз рядового казахстанца заметил, что купить жильё дорого, а построить его сейчас – это как пройти 9 кругов ада. Многие, кто даже получил землю от государства, а затем набрал кредитов, чтобы возвести там своё гнёздышко, понимают, что попали в строительную западню.
– Все строящиеся социальные объекты встали, – сообщил председатель президиума «Союза строителей Казахстана" Талгат ЕРГАЛИЕВ. – Эта глобальная проблема наблюдается не только в Актюбинской области, но в других регионах страны. – Как только с 2020 года цены начали расти, всё сказалось на различных сферах. Вся система непродуманна, ведь для того, чтобы пересмотреть сметы строительных объектов, надо сделать массу шагов: надо пройти комиссию, надо пройти экспертизу, надо пройти проверку по постановлению маслихата, чтобы выделили деньги. Наряду с этим есть ещё куча нюансов с документацией.
Проблеск надежды на поддержку государства у компаний был. Но, как говорится, пока отвернёшься, там и ограбить могут.
– Есть многие организации, которые прошли все эти процедуры, – добавил Талгат. – Но, пока всё это делалось, цены снова подскочили. И это всё продолжается из года в год.
Несмотря на то, что этот вопрос неоднократно поднимался на различных заседаниях, проблема остаётся.
Пошевеливаемся
По информации союза строителей Казахстана, новые проекты тоже не осуществляются, так как просто-напросто заморожены.
– Местные исполнительные органы часто думают, что нет смысла пересчитывать сметы, раз в следующем году снова все стройматериалы подорожают, – пояснил Талгат. – За новые проекты никто не берётся, потому что они застаиваются. В каждой области где-то по 10-15 проектов, к примеру, детских садов и школ, встали. Это всё порождает снижение занятости и недовольство людей. Раз проекты не реализуются, то и жизненный уровень будет падать, ведь всё связано с товарооборотом и заработком.
Талгат Ергалиев отметил, что все госпрограммы по обеспечению доступности жилья завершили свою работу, но количество нуждающихся в жилплощади с каждым днём только растёт.
По социальным стандартам ОНН, на одного человека должно приходиться не менее 30 квадратных метров жилья, в то время как в Казахстане этот показатель равен 23 квадратным метрам.
– Завозимые из-за границы материалы дорожают, так как тенге падает, – пояснил председатель президиума союза строителей. – Сейчас идёт рецессия на рынке, то есть спад производства и замедление темпов экономического роста. Соответственно, спрос остаётся, а количество предложений уменьшается. Поэтому завтра квадратный метр жилья может снова подорожать.
И напротив: если предложений много, спрос небольшой, то цены могут и упасть. Так почему эти вопросы до сих пор не решаются?
Общая головная боль
Наша страна богата природными ресурсами для производства отечественных строительных материалов. Но, опять же, нужно финансирование и грамотные специалисты.
– Например, в Актюбинской области есть 43 месторождения щебёночного камня, – сказал Талгат. – Но щебень на 30% подорожал. Потому что подорожало многое: продовольствие, запчасти на спецтехнику и так далее. А чтобы содержать такие карьеры со щебнем, нужно побольше техники и рабочих рук, а там и хорошая зарплата. Всё это мы закупаем, в основном, из-за границы. Соответственно, себестоимость будет расти.
В союзе строителей подчеркнули, что специальные комиссии должны воочию убедиться в трудностях, с которыми сталкиваются застройщики и рядовые граждане. Ведь проблему, которая из года в год только растёт, должны уже давно пытаться решить. Иначе многие организации обанкротятся, и в строительной сфере наступит ещё больший коллапс.