Чем ещё померяемся?
У жителей крошечных европейских городов от актюбинских просторов точно закружится голова. Попробуй им объяснить, что такое «50 км до ближайшей деревни», и как города, которые находятся в 300 милях друг от друга, могут быть близкими соседями.
В Европе и в страшном сне себе представить не могут, насколько огромной может быть административная единица. Самая большая страна ЕС – это Франция. Целиком она способна вместить в себя две Актюбинские области. Но вряд ли среди французов найдётся хоть один чиновник, у которого в голове уместятся наши масштабы: Актюбинская область в 10 раз больше Бургундии, самого крупного региона страны.
Да что там область! В мире есть страны, которые целиком уместятся в нашей области, да ещё место останется: Филиппины, Италия, Оман, Буркина-Фасо, Новая Зеландия. Если взять 12.000 квадратных километров у Атырау, то к нам влезет целая Польша.
Ещё у нас поместятся 3 Болгарии, 6 Словакий, 10 Бельгий и 60 княжеств Монако.
А вот народа у нас живёт немного. Если с нами домами захотели бы поменяться все жители острова Кипр, то на средиземноморском острове 60.000 квартир остались бы пустыми.
Широка страна моя родная
А вот огромные страны актюбинскими просторами не напугать. Для России наши бескрайние степи – дело привычное. Если бы наш регион оказался частью РФ, то ему бы досталось скромное 15-е место, между Томской и Свердловской областями.
По меркам США мы не совсем крохотульки. Почти такую же площадь занимает Аризона, а это шестой по величине штат Америки. Мы даже больше их на целых 5.000 квадратных километров.
В Австралии размером нашей области лучше не хвастаться, а то засмеют. В краю диких собак динго такой же размер, как у Актюбинской области, только у штата Виктория. А это самый маленький штат континента.
Китайцы тем более не впечатлятся масштабами. В нашу область влезет лишь 2 города Чунцын (если брать с пригородами).
Вот флегматичных англичан удивить ещё стоит попытаться. Остров Великобритания (не путать с государством!) меньше нашей области на 70.000 квадратных километров, а ведь это 7-ой по площади остров в мире.
Дорога без возврата
Если же какой-нибудь иностранец восхитится тем, насколько огромен наш регион, и поинтересуется, как можно будет по нему совершить вояж, лучше всего от этого вопроса бежать без оглядки. Общая протяжённость железнодорожных путей у нас всего 1.400 километров. Столько же, сколько в южно-африканской Замбии или на острове Шри-Ланка. Только Замбия – это одна из самых нищих стран Африки, а Шри-Ланка в 5 раз меньше нас по площади.
Для сравнения: в Великобритании протяжённость железных дорог в 13 раз больше, чем у нас.
Как мы помним, Италия совсем немного отличается от нас по площади. Тем не менее, на территории этой страны 49 аэропортов, и путешествие из Палермо в Милан, то есть из двух городов, находящихся на максимальном отдалении друг от друга, займёт не более двух часов.
В Актюбинской же области когда-то можно было долететь на трясущемся «кукурузнике» из областного центра в Иргиз и Челкар, но сейчас и это стало роскошью.
Arizona Dream
Штат Аризона похож на нашу область не только по площади. Через него проходит легендарная «Трасса 66», которую можно сравнить с дорогой «Западная Европа – Западный Китай». Прерии Аризоны похожи на Иргиз, пустыни – на Байганинский район, а скалистые кручи – на Мугоджары. Более того, по транспортной инфраструктуре этот штат – один из слабых в США. Вот только через Аризону пролегает 7.000 км дорог международного стандарта. С заправками и закусочными – каждые 50 миль. У нас хороших дорог только 2.000 км.
Любопытно и происхождение аризонских дорог. В 20-30-ых годах прошлого века их своими тракторами прокатали фермеры. Ну точно, как наши целинники в 50-ых! Но только их фермеры возмутились, что налоги за урожай, собранный в поте лица, идёт не на их благо, и к 1969-ому году все просёлочные дорожки превратились в автомагистрали.
Страна на Красном холме
Можно найти много общего у нашей области с разными уголками мира. По климату мы похожи на провинцию Квебек в Канаде, по пейзажам – на штат Техас, по экономике – на Замбию, ведь там тоже в недрах кроются несметные богатства, но при этом простые люди живут совсем небогато. Однако настоящим нашим побратимом может стать Эритрея.
Государство с таким романтическим названием расположено в Восточной Африке. По территории страна в три раза меньше нашего региона, а по населению – почти в 7 раз больше. Но на этом различия и заканчиваются. Даже история топонимики у нас схожа. Эритрею назвали так потому, что она была на красной (эретрос по-гречески) возвышенности, а Актобе основался на возвышенности белой.
Совпадение? Не думаю!
Если верить географическим справочникам, Эритрея – многонациональное государство. Когда-то тут нашли приют выходцы из разных стран континента, которые спасались от войн, бедности и репрессий. Точно так же и актюбинский край стал землёй обетованной для многих народов в конце XIX – начале XX веков.
Сейчас главный источник дохода Эритреи – добыча полезных ископаемых, причём занимаются ею… китайские компании.
В середине прошлого века итальянцы, которых сейчас называют колонизаторами, открыли много предприятий обувной, пищевой, нефтеперерабатывающей и текстильной прмышленности. Их продукция поступала во все уголки мира. Так продолжалось до 80-ых годов. Сначала жители Эретреи захотели политической свободы и новых реформ (чем не перестройка?), а потом, в 1991-ом (!) году прозападно настроенные повстанцы захватили власть в стране, что и привело к полному краху социалистических идеалов. С тех пор эритрейцы тщетно пытаются наладить хотя бы производство прохладительных напитков по рецептуре 70-ых. Может быть, им объединиться в решении этого вопроса с бывшим руководством актюбинского пивзавода?
Брат ты мне или не брат?
Политическое устройство Эритреи очень похоже на казахстанское, по крайней мере, на то, что было до этого года.
В Эритрее глава государства и правительства – президент. По конституции должен избираться парламентом на 5-летний срок. Но с 1993-го года этот пост занимает первый и пока единственный глава независимой страны Исайас АФЕВОРКИ. Один из его титулов – Лидер свободы Эритреи. Он же является главой и основателем единственной легальной политической партии «Народный фронт демократии и справедливости». Более того, все крупные финансовые сделки совершаются при его непосредственном участии. У нас так же было с фондом «Самрук Казына». Очень долго единственная авиакомпания Эритреи была практически монополистом в международных перевозках (как у нас «Эйр Астана»), но сейчас рынок потихоньку завоёвывают другие авиакомпании.
Пересечение границ Эритреи на автотраспорте может занять несколько часов. Тот, кто торчал на таможенном посту в Жайсане, прекрасно понимает эритрейских дальнобойщиков.
Столица Эритреи – город Асмэра – очень напоминает Актобе.
Главная достопримечательность Асмэры – православный храм. У нас туристам тоже спешат показать Свято-Никольский собор. Старая часть Асмэры застроена одноэтажными домишками, которые были возведены тут колонизаторами, а старейшее здание, выполненное в одном архитектурном стиле, – это кинотеатр «Имперо». Он любопытен тем, что с 30-ых годов прошлого века почти не изменился внешне, ни внутри, ни снаружи. Актюбинский «Локомотив» был построен лет на 10 раньше, и тоже в стиле, который был популярен в начале прошлого века. Но и у нас, и в далёкой Асмэре в этом здании идут одни и те же фильмы.