Актюбинский уезд путали с Ферганой
В материалах облгосархива хранится документ – представление «Господину Тургайскому губернатору» от актюбинского городского старосты от 12 января 1913 года. А старостой, как свидетельствуют материалы, в то время был будущий издатель и редактор журнала «Актюбинский городской вестник», который издавался в 1913-1914 годах, Василий Иванович МОЩЕНСКИЙ.
Так вот, староста, обращаясь к губернатору, просил «оказать возможное содействие скорейшему открытию в городе Актюбинске городского общественного банка», что «история наглядно доказывает сильное развитие города как в численности населения, так и торговых, промышленных заведений, особенно со времени проведения через Актюбинск железной дороги…».
«До 1907 года в Актюбинске числились только ветряные мельницы и одна водяная, а в данное время имеется три паровых. Из славившегося ранее соседнего города Орска стали направлять грузы через Актюбинск». Таким образом, подчёркивает староста, город является не только главным рынком своего уезда, но отчасти и Орского. «Поэтому нужно полагать, что Актюбинск в будущем будет расти и процветать», – заключает Мощенский.
Для чего нужна Актюбинская губерния
В первом номере газеты «Киргизская степь» от 22 апреля 1927 года была опубликована статья «Для чего нужна Актюбинская губерния». В ней говорилось, что «исключительные условия и обширность территории Актюбинского и Темирского уездов давно уже и не раз ставили вопрос об объединении их в самостоятельный губернский центр».
Первая сессия Киргизского ЦИКа внесла постановление об организации губернских центров в Киргизском крае, в том числе в Актюбинской губернии из уездов Актюбинского и Темирского в их старых границах. Постановление это нашло горячую поддержку на местах.
Но, как подчёркнуто в статье, это решение сессии было отрицательно встречено администрацией Оренбургского губернского исполнительного комитета. Она выступила против отделения Актюбинского уезда от Оренбургской губернии, ссылаясь на то, что «Оренбург будет лишён возможности влиять на Актюбинский уезд после преобразования его в самостоятельный губернский центр, что в Актюбинске совершенно нет промышленных предприятий».
На 3-м губернском съезде некоторые оренбургские чиновники вновь пытались доказать, что Актюбинск никогда не станет экономически развитым центром. Один из ораторов так «хорошо» знал географию, что путал Актюбинский уезд с Ферганой и говорил, что в уезде ещё есть шайки басмачей».
А тем временем в нашем городе уже были организованы и приступили к работе губком, губсовнархоз и губпрофком. В нём появился ряд крупных промышленных объектов: огромный по тем временам элеватор, 4 мукомольные мельницы, несколько предприятий, организованных союзом потребительских обществ.
«Они там в юртах живут!»
На заседании 2 сессии КЦИКа был заслушан доклад Актюбинского губисполкома «Этнографическое и экономическое состояние губернии».
Некий ЧЕРНЯДЬЕВ, выступая в прениях, заявил: «Мне думается, что у многих возникает мысль – для чего выдумана губерния? Ни в экономическом, ни в хозяйственном, ни в смысле путей сообщения она как будто бы самостоятельного значения иметь не должна. Нет никакой торговли. Городов, кроме Актюбинска, нет. Остальные города являются выдуманными. Это просто деревни, переименованные в города. Я не знаю даже, где у них живут ответственные работники, не в юртах ли?» –иронизировал чиновник.
Отвечая на это высказывание, председательствующий на сессии КЦИКа МЕНДЕШЕВ заметил, что будущее у Актюбинской губернии большое. «Там имеются естественные богатства, которые ждут своей разработки. Там есть Берчогурские угольные копи, есть Темирский нефтяной район, который ожидает большая будущность, и я думаю, что при разговорах о том, что данная губерния должна существовать или нет, мы не можем брать только то, что есть сейчас. Мы должны смотреть в будущее». Как в воду глядел!