Идёт–гудёт овражный шум
По легенде, название села произошло от слова «впадина» или «овраг». И правда, оврагов и балок вокруг Уила достаточно. Более поэтическая версия – это происхождение названия от слова «шум». Якобы, жизнь тут кипела так, что весёлых уилцев было слышно за вёрсты вокруг. Логике эта версия не поддаётся. Ведь река Уил существовала задолго до ярмарки. Хотя возможно, она–то и была шумной. А ещё примерно в 5 километрах находятся живописные меловые горы. Не такие масштабные, как знаменитые горы Актолгай в Байганинском районе, зато находятся ближе, и дорога к ним легче.
Этой ярмарки краски
Процветанию Уила способствовало близкое расположение к Великому шёлковому пути. Караванам приходилось делать солидный крюк, зато на месте их встречал вполне развитой сервис. Каменные склады, тёплые постоялые дворы, капитальные постройки для торговой администрации. Неудивительно, что тут сразу же образовалась знаменитая Кокжарская ярмарка. А вот зачем караванщики делали такой крюк, и почему ярмарка появилась не прямо на дороге, неизвестно. Торговые ряды целы до сих пор. Они сейчас обрели статус исторических памятников. Также, по традиции, каждую осень проводится и ярмарка. Она, конечно, скромнее той, что была полтора века назад. Сейчас это лишь распродажа сельхозпродукции по сниженным ценам и обязательный концерт художественной самодеятельности.
Журналы читай, а не по сёлам катайся
В 1883 году татарские купцы выстроили в Уиле мечеть. Насчёт года постройки культового сооружения у начитанных уилцев возникают сомнения. По иным данным, мечеть моложе лет на 30 и построена не то в 1904, не то в 1906 году. В российском популярном литературном журнале «Мир Божий» за 1906 год о мечети нет упоминания. Автор описывает только что выстроенную каменную церквушку. Видимо, мечеть тогда ещё не была достроена, и путешественник не смог определить, к какой конфессии относится здание.
Белое солнце Уила
Летом в окрестностях Уила можно встретить сразу несколько человеческих голов, торчащих из песка, прямо как в «Белом солнце пустыни». Зрелище не для впечатлительных. Людей в песок закопали не коварные басмачи. Дело в том, что, по предположениям геологов, когда–то тут было море, и уилские Баркыны, богаты минералами и полезными веществами. Чтобы исцелиться от хворей, достаточно неделю подряд закапываться в песок на полчаса. Особенно помогает это от ревматизма, артрита и нервных болезней. Целебные Баркыны раскинулись на тысячи гектаров. Вполне хватит, чтобы закопать всех болящих Актюбинской области, и ещё на приезжих место останется.
А море где?
Во время Столыпинской реформы сюда в основном ехали переселенцы из Астрахани. Почва и климат казались им очень схожими. Но первые же годы серьёзно разочаровали. В Астраханской губернии зимой всё–таки было теплее, а лето рядом с Каспийским морем не такое засушливое.
Яблоки в пустыне
Земли Уила не приспособлены к плодородию. Солончаки, ветры, палящее солнце, глубоко спрятанные подземные воды не способствуют высокой урожайности. Но первые поселенцы умудрились подружиться со степью и даже разбили фруктовые сады. Правда, место пришлось выбирать тщательно. Нежные деревца приживались только в балках и оврагах. Зато уилские яблоки поставляли даже в Оренбург, тогдашнюю столицу Казахстана.
Отдам тюрьму в хорошие руки
То ли уилцы были политически грамотными законопослушными, то ли умели не попадаться. В печально известном 1937–ом году, когда весь СССР боялся ночного визита чекистов, местный НКВД рапортовал, что тюрьмы в селе пустуют. Сажать некого. Поэтому чекисты просили передать пустующие здания казематов под Дом престарелых или сиротский приют.
Сумрачный гений просоводства
Когда–то самым мистическим местом окрестностей Уила была могила знахаря и костоправа Сулеймен–ата. Сюда паломники приезжают и сейчас. Однако захоронение просовода Шаганака БЕРСИЕВА таит не меньше загадок. Во–первых, советское правительство почему–то решило выстроить на могиле мавзолей, как у святого. Этот проект заказали знаменитому на тот момент архитектору Толеу БАСЕНОВУ. Во–вторых, экспозиция на ВДНХ в Москве 1949–го года, посвящённая просоводу, была стилизована под восточные святыни. Статуя простого труженика находилась в мозаичной нише, напоминающей своды мечети. Но самое главное – секреты высокого урожая проса не раскрыты до сих пор. Шаганак Берсиев унёс их с собой в могилу.
Ёлки–палки, лес густой
Уил славится рукотворными хвойными рощами. В 1848 году в Уил приехал российский генерал, и, чтобы увековечить память о себе, посадил в балке молодую сосенку. Деревце прижилось и вымахало в огромную сосну. Она стала одной из достопримечательностей Уила, только добираться до неё местные жители советуют верхом на лошади. В этом году подвиг генерала повторил аким области, собственноручно посадив деревце в новом парке у въезда в посёлок.
Педагогическая поэма
Первая начальная школа открыта в Уиле в 1927 году. Сохранился даже дом, в котором она располагалась. В 1931 году школа стала семилеткой, а с 1967 года тут можно получить полное среднее образование. Сейчас школа носит имя учительницы математики Шарбану БЕКМУХАМБЕТОВОЙ. Женщина вела уроки, даже когда была тяжело больна, и никто из учеников не догадывался о состоянии любимого педагога.
Сейчас учительнице установили памятник в школьном дворе.
Еду я по выбоинам
Некоторым улицам Уила может позавидовать и областной центр. Площадь, где проходит ярмарка, выложена брусчаткой, как московский Арбат. Рядом есть уютный парк с эстрадой, скульптурами и даже фонтаном. Бесспорно, радует и дорога от Актобе к Уилу. Если лет 15 назад ехать приходилось по выбоинам и колдобинам, то нынешняя трасса почти безупречна. Жители благодарят за это экс–акима Актюбинской области Елеусина САГИНДИКОВА. Хотя бывший аким родился в Хобдинском районе, многие уилцы считают его своим земляком. Ведь от Уила до Кобды чуть больше сотни километров. И поэтому расцвет посёлка связывают с именем почти земляка.
Слышь, ты с какого района?
В 1928 году посёлок был центром Адаевского округа, а потом, в 1932 году, относился к Уральской области, но пробыл в подчинении Уральска всего четыре месяца. Уил дважды лишался статуса районного центра – в 1922–ом году и в 1963–ем. Последний раз без гордого статуса райцентра Уил пробыл лишь два года.
Владислав КОЖУХАРЬ,
Фото автора