10 строк Дмитриевской летописи
Посёлок Дмитриевка появился благодаря выходцам из Полтавской и Николаевской губерний. Несколько авантюристов не доверяли столыпинской реформе, тем более что самого Столыпина недавно убили в Киеве. В 1912 году сами отправились в Азию искать «землю обетованную», ту самую, что обещало царское правительство. Инициатором поездки был украинский крестьянин по фамилии РЕШЕТНИК. Сначала их путь лежал в Ташкент, но в поезде они разговорились с землемером, который посоветовал остановиться в киргиз-кайсакских степях. Дескать, в Ташкенте и так полно крестьян, а в Тургайской губернии десятины плодородных земель пустуют. Мужчины поверили попутчику и сошли с поезда в Оренбурге. Долго брели по степи, пока не нашли отличный для ведения хозяйства кусочек земли. И уже через пару лет тут появились первые хутора. Все юридические дела решал грамотный крестьянин по имени Дмитрий, поэтому на сельской сходке село решили назвать в честь него – Дмитриевкой.
2. СКЕЛЕТ В ОГОРОДЕ
Во времена Гражданской войны окрестности Дмитриевки оказались на важном стратегическом рубеже. Возле речки Буртя и близ холмов шли ожесточённые бои. До сих пор тут можно отыскать стреляные гильзы, поржавевшее оружие и личные вещи бойцов. А в огороде одного из домов хозяин отыскал человеческий скелет с пробитым черепом. Впрочем, горы костей тут попадались часто, но хозяева не обращали на это внимания. Никто не подозревал, что это человеческие останки. Найденный скелет закопали на местном кладбище, в чьей-то безымянной могиле. Чуть позже при рытье ямы для туалета в этом дворе отыскались и остатки блиндажа.
Осенью 1944-го, после упразднения Чечено-Ингушской АССР, сюда депортировали чеченцев. Людей выбросили посреди степи в конце ноября, когда шли дожди и глина расползалась в лужи грязи. Построить саманный домик оказалось невозможно. Сельчане славились гостеприимностью, но вместить всех попросту не смогли. В каждой крохотной хатке и так жило по 7 семей. Сосланные вырыли глубокие ямы с узким входом – и так перезимовали. Эти ямы в земле люди называли норами. В ту тяжёлую зиму не было и дня, чтобы в маленьком посёлке никто не умер от стужи или голода.
4. 10 ЛЕТ ЗА МОЛИТВУ
За сосланными немцами власти тут приглядывали особо. Даже говорить на родном языке можно было только дома. Жительнице посёлка Ольге РЕДДЕР нарушение такого запрета стоило 10 лет сталинских лагерей. Женщина всего лишь тихо прошептала молитву на немецком, когда хоронили её близкого человека.
Заключить брак с этническим немцем значило испортить себе жизнь. Такая семья тут же попадала в список неблагонадёжных. Однако для настоящей любви нет границ. После того, как агроном-селекционер с «неправильной» пятой графой в анкете женился на украинке, сельчане стали смелее. Смешанные браки стали хоть и редким, но привычным явлением.
5. РЕЛИГИЯ – ЯД! БЕРЕГИ РЕБЯТ!
Среди жителей Дмитриевки всегда было много набожных людей. Но за всю историю посёлка ни разу не шло речи об открытии церкви или хотя бы молитвенного дома. Даже за хранение религиозной литературы можно было схлопотать большие проблемы. Дело в том, что в одно время 70% сельчан исповедовало баптизм, что в СССР считалось сектантством и мракобесием. Были тут также сектанты-хлысты (духоборы), не признающие икон и попов. В стране победившего социализма деятельность сект не приветствовалась, поэтому власти не стали долго разбираться в вопросах богословия, а наказывали сельчан за всё, что имеет какое-то отношение к религии.
В 80-ых лучших работников Дмитриевки наградили путёвками в Болгарию. Для советского человека поездка за рубеж, пусть даже в соцстрану, была редкой удачей, как сейчас выигрыш миллиона в лотерею. Дело даже не в том, что можно было своими глазами посмотреть на другую жизнь. Из-за границы обычно привозили вещи, которых в эпоху дефицита не было ни у кого из друзей. Одна беда: денег с собой разрешалось иметь не больше 25 долларов. Естественно, что туристы из Дмитриевки берегли каждую валютную стотинку. Но сельская учительница не соблазнилась ни шмотками, ни сувенирами, а отдала целых 3 лева (около 5 долларов) за корешки субтропических цветов. Это были красные канны, или, как их ещё называют, фламингоцвет. Ярко-красные бутоны фламингоцвета из Болгарии украшают посёлок до сих пор.
7. НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО
Первым летописцем Дмитровки стал старик Иван ТЫМЧЕНКО. Он как-то узнал, что в архиве Оренбурга затопило документы, где говорилось о посёлке. Иван Иванович тогда страшно расстроился. Особенно переживал он за то, что сотрутся имена тех, кто ушёл на фронт и не вернулся или умер во время войны, когда на записи в конторской книге времени не хватало. Первые наброски местной истории он делал по памяти, вместе с супругой. Потом стал опрашивать старожилов села. Так и набралась большая папка с заметками. Теперь его дело продолжает дочь. Он упорядочила записи и объединила всё в одну рукопись, которая пополняется до сих пор.
8. САДОК ВИШНЕВИЙ КОЛО ХАТИ
Так получилось, что тут оказывались люди разных культур. Первые поселенцы были украинцами, потом сюда ссылали немцев и чеченцев, а когда началось освоение целины, в посёлок стали приезжать мокша, эрзя и чуваши. Хоть Дмитриевка – многонациональный посёлок, но так сложилось, что чаще всего люди общались между собой на языке первых поселенцев – суржике (смеси русского и украинского языков). А свадьбы играли по традициям, принятым на Полтавщине.
9. КТО НА ХУТОР ЗАБРЕДЁТ, ТОЧНО НЕ ЗАБЛУДИТСЯ
Изначально посёлок состоял из разрозненных хуторков. Потом молодые семьи, начиная самостоятельную жизнь, строили собственные домики между хуторками. Можно было даже определить по расположению двора, как давно домочадцы сыграли свадебку. Негласная традиция жила долго, и дома совсем плотно пристроились друг к другу. Поэтому в Дмитриевке сейчас всего две улицы.
10. ОБНИЩАВШИЙ МИЛЛИОНЕР
В советское время сельское хозяйство Дмитриевки приносило в бюджет области миллионы рублей, и село носило гордое звание колхоза-миллионера. И никто тогда не оперировал терминами «зона рискованного земледелия», пытаясь оправдать плохие урожаи. Но даже прямого автобусного рейса в Актюбинск долго не было. Нужно было сначала добраться до Мартука (а это около 20-и километров), а уж там пересесть. Школа тут была лишь начальная (4 класса), а из развлечений в селе был только Дом культуры. В середине 90-ых из Дмитриевки люди стали уезжать. Кто в Мартук или Актобе, где была хоть какая-то работа, но большинство – в Россию. А в 1994-ом году на историческую родину отправились почти все немцы села. По результатам последней переписи, в посёлке осталось 269 человек. Сейчас тут нет даже магазинов. Зато школа стала девятилеткой.