Зачем человеку каникулы?
Предложения увеличить учебный год, сократив летние каникулы, прозвучали в Астане, на круглом столе, посвящённом проблемам образования.
Как считают эксперты, такой шаг позволит снизить учебную нагрузку на детей и улучшить процесс адаптации после долгого перерыва.
– Я считаю, что уже с 20-25 августа дети должны выходить на учёбу, действительно, две недели дети не могут втянуться в учебный процесс. Мы предлагаем начать учебный год с 20-25 августа, и продлится он по 5 июня, как минимум, – заявила председатель ассоциации среднего и дошкольного образования «Адилет» Динара КУДАЙКУЛОВА.
Оказывается, в Казахстане учебный год – один из самых коротких в мире. Он длится всего 34 учебные недели. Зато каникулы и выходные у нас длятся дольше, чем в большинстве стран – более 130 дней в году. Для сравнения: к примеру, в Израиле продолжительность каникул – 84 дня, в Южной Корее – 90 дней, в Японии – 102 дня. Исследования показывают, что дети после продолжительного перерыва забывают 25% изученного материала.
В министерстве образования вводить новшество не спешат.
– Эксперты настойчиво предлагают увеличить продолжительность учебного года, – прокомментировали ситуацию в ведомстве. – В частности, поступают предложения продлить учебный год до конца июня и начать в конце августа. Они приводят различные аргументы, в том числе международный опыт. Но в таком вопросе необходимо основываться не только на предложениях отдельных граждан, а на научных данных. Министерством изучаются все предложения, и решение будет принято только после всестороннего изучения, и прежде всего – в интересах детей.
Как я провёл лето
Идея сократить летние каникулы только на первый взгляд кажется жёсткой. По отношению к детям. Конечно, трудно торчать за партой, когда кругом столько удовольствий: игры на свежем воздухе, пляжи, каналы с мультиками. Но если так разобраться, ходить в школу и в другие времена года невесело.
Во-первых, при увеличении учебного года нагрузка на детей действительно снизится. Каждый, кто учился в школе, прекрасно помнит первые дни сентября, когда простая таблица умножения кажется сложными логарифмами. Пока ученик вновь привыкнет хотя бы сидеть 45 минут на уроке и рано вставать в школу, уйдёт не меньше двух недель. И это в ущерб школьной программе. Разве не лучше будет немного раскачаться до 1-го сентября, чтобы войти в ритм и усердно вгрызаться в гранит науки?
Во-вторых, печальная реальность в том, что летом ребёнку чаще всего просто нечем себя занять. Наивно предполагать, что кто-то действительно будет штудировать список литературы для внеклассного чтения. Загородный лагерь себе могут позволить далеко не все родители, а семейный отпуск на море – тем более. Вот из развлечений и остаются прогулки по заброшкам, игры за гаражами или походы на речку в необорудованные для купания места. Чем это может закончиться, не трудно представить.
Отдохнуть ещё успеем
Допустим, что состоятельная семья смогла позволить себе и путёвку в загородный лагерь, и поездку на море. Всё равно остаётся не меньше полутора месяцев, когда ребёнок будет предоставлен сам себе.
Даже если он окажется домоседом, то зависание в соцсетях и рубилово в компьютерные игрушки трудно назвать полезным досугом.
Пришкольные лагеря – тоже сомнительная альтернатива полноценному отдыху. Ребёнку и так придётся вставать рано, плестись в опостылевшую за учебный год школу и видеть тех же людей. Гораздо эффективнее посвятить это время освежению полученных знаний, подтягиванию по предметам, по которым ребёнок отстаёт, и подготовке к году грядущему. Это совершенно не мешает походам в кино или экскурсиям – единственным нормальным развлечениям, которые обычно предлагают пришкольные лагеря.
Единственное отличие от обычных учебных будней для летних уроков должно быть в облегчённости программы. Например, чтобы уроки длились полчаса, а не 45 минут, или чтобы в дополнительные дни было бы 4 урока, а не 5-6, как обычно.
Всё-таки надо учитывать, что большинство школ не оборудовано кондиционерами, а 6 часов в душном классе не поспособствуют усваиванию предмета.
Оставьте лето детям
Традиция долгих летних каникул складывалось не одно десятилетие, и сейчас не лучшее время что-то менять.
Ежегодно министерство образования штурмуют десятки общественников, возомнивших себя гениями в педагогике. Поступают предложения то ввести какие-то предметы, то, наоборот, убрать из школьной программы. Но чаще всего инициаторы смелых проектов тупо копируют некий зарубежный опыт, и пытаются внедрить его в наших степях. Так это было с предложениями внедрить тетради и учебники формата А4, как это принято в США. Никто толком не мог сказать, как это повлияет на успеваемость, но раз так делают в цивилизованных странах, то и нам надо.
Точно такая же ситуация возникла и с предложением продлить учебный год, как это делается в Японии и Южной Корее. При этом об особенностях климата нашей страны как-то забылось. Одно дело потерять пару недель в стране, где нет суровых зим, а совсем другое – в Казахстане, где каждый летний денёк на вес золота. Кроме того, школы этих стран оборудованы кондиционерами, хорошей вентиляцией и прочими благами цивилизации. У нас же ребёнку придётся томиться в душном классе, а это вряд ли хорошим образом скажется на успеваемости.
Ещё один нюанс, о котором забыли общественники, это тот факт, что в аулах тоже есть школы. Это в городе детишки на каникулах сутками пялятся в телефон, а на селе каждая пара рук на счету. Дети лет с 10 помогают родителям по хозяйству, пропалывают огород, пасут скотину. Родителям явно не понравится, если вместо домашних хлопот в саму горячую пору ошалевшие от жары детишки будут сидеть по 6 часов в классе, пытаясь понять, о каких это интегралах идёт речь.
А если добавить к этому детей, которые учатся в интернатах, то есть в нескольких километрах от родного дома, то можно сказать, что нововведение лишит ребёнка нескольких счастливых дней общения с папой и мамой.
Но, даже убрав сантименты, идея пересмотра школьной программы кажется абсурдной. Ведь существует же план занятий, программа, отработанная десятилетиями, а, как известно, любое вмешательство в хорошо отлаженный механизм может привести к сбоям. При увеличении учебного года запутаются не только ученики, но и педагоги.
И самое главное: ребёнку надо отдыхать. Формирующаяся психика ещё не готова к таким огромным нагрузкам, как у взрослого. Это чревато стрессами, неврозами и просто переутомлениями. Игры на свежем воздухе, купание, фрукты, сон и, что самое главное, отсутствие забот – справятся с детскими проблемами лучше любого школьного психолога.