Война, до свиданья!
Что знают нынешние ученики о Великой Отечественной войне? Чтобы узнать это, мы подготовили 50 опросников в форме теста и провели анкетирование в одной из школ города. Опрашивались шестой и десятый классы. Выяснилось, что дети о войне что–то знают. Но что? | ||
Какой город не является городом–героем?
Предложены варианты: Ленинград, Одесса, Смоленск, Куйбышев.
К счастью, большинство опрашиваемых выбрали верный ответ. Наверняка потому, что Куйбышев как–то несолидно звучал на фоне таких громких названий. Правда, кто–то робко пытался лишить этого гордого звания Смоленск, но тут же исправил свою ошибку. Три ученика 6–го класса и двое десятиклассников решили, что Одесса не может быть городом–героем. Ну чем они ответят фашистским агрессорам? Искрометным юмором? Один ученик шестого класса вычеркнул Ленинград. Когда было геройствовать городу на Неве, если он все время был в блокаде?
Кем была Зоя Космодемьянская?
Варианты: Снайпером, пилотом истребителя, партизанкой, пулемётчицей.
В десятом классе практически все выбрали вариант: «Партизанкой». Шестиклассники спорили долго. 9 человек решили, что она была снайпером, как Алия Молдагулова, пятеро – что она управляла истребителем. А четверо убеждены, что в хрупких девичьих руках был пулемёт «Максим», безжалостно поливавший огнём немецко–фашистских агрессоров.
Какой подвиг совершил Николай Гастелло?
Варианты: закрыл грудью вражескую амбразуру; направил горящий самолет на вражескую технику; держал в зубах телефонный провод, чтобы не потерять связь; выкрал секретные документы из гитлеровской канцелярии.
У последних двух версий нашлось по одному поклоннику из каждого класса. Многие шестиклассники скромно оставили это поле незаполненным: дескать, это мы не проходили. Семеро перепутали его подвиг с подвигом Александра Матросова, но 12 человек всё–таки ответили верно. Ученики 10 класса практически все ответили правильно.
В каком году была Курская битва?
Варианты: 1942, 1944, 1941, 1943.
Как ни странно, верный ответ дали большинство участников опроса,16 шестиклассников и 23 десятиклассника.
Либо новое поколение лучше запоминает цифры, чем факты, либо вышла какая–то интересная компьютерная игрушка о Курском сражении.
Чем знаменит Рихард Зорге?
Варианты: это лидер партизанского движения в Белоруссии; самый знаменитый советский разведчик; танкист, отличившийся при взятии Сталинграда или немецкий офицер, участвующий в блокаде Ленинграда.
Бедный Зорге! 8 шестиклассников определили его служить к немцам. Их поддержали три десятиклассника. И вообще шестиклассники были жестоки к великому разведчику. Четверо отправили его в танк, воевать под Сталинградом, а ещё четверо – в леса Белоруссии.
И только трое пошли бы с ним в разведку.
Сколько длилась блокада Ленинграда?
Варианты: 256 дней, 872 дня, 634 дня, 124 дня.
Тут простой выбор подходящих цифр не помог участникам опроса. Подавляющее большинство остановились на 124 днях. Правильный ответ (872 дня), как ни странно, дали только два шестиклассника. Наверное, потому что квест про Ленинград компьютерщики ещё не придумали.
Кто не присутствовал на Ялтинской конференции?
Варианты: Черчилль, Сталин, Риббентроп, Рузвельт.
Только один десятиклассник, проникшийся антиамериканскими настроениями, решил, что Рузвельта «там не стояло». Остальные, как и положено, выгнали оттуда Риббентропа. Правда, и шесть учеников шестого класса решили, что товарищу Сталину не о чём было разговаривать с проклятыми буржуинами.
Кто не участвовал в разработке плана вторжения Германии в СССР? Варианты: Адольф Гитлер, Альфред Йодль, Вальтер Варлимонт, Фридрих Барбаросса.
Пять учеников шестого класса и трое из 10–го купились на провокационный вопрос и лишили этой славы даже Гитлера. Многие из слышавших о плане «Барбаросса» решили, что козни, против СССР легендарный воитель строил ещё в XII веке. Пятеро шестиклассников и 8 учеников 10 класса решили, что такими пакостями не мог заниматься человек с красивым именем Вальтер Варлимонт.
Кто не являлся союзником нацистской Германии в войне против СССР?
Варианты: Италия, Болгария, Румыния, Франция.
12 шестиклассников и 4 десятиклассника решили, что Италия невиноватая. Не трогала она холодную Россию, им и у себя хорошо, даже с Гитлером дружить не хочется. Семь учеников шестого класса решили, что Румыния не при делах. Дракула, конечно, злодей, но славу со смертными ему делить не хочется. А вот в виновности Болгарии почему–то никто не усомнился. За что же вдруг так Болгарию невзлюбили?
В чём причины начала Второй мировой войны?
Требовалось написать собственное мнение.
Тут начинается самое интересное. Большинство ответов в обоих классах, это то, что война шла за территорию. Гитлер хотел завоевать весь мир, а тут СССР на пути попался. Версальско–Вашингтонский пакт о ненападении не давал Гитлеру покоя, а немцы мнили себя высшей расой. Да ещё в мире был экономический кризис. Как тут не напасть без объявления войны?
Но есть и альтернативные версии.
«Я думаю, что причиной стало нарушение Германией пакта о ненападении на Советский Союз» (10 класс).
Всё верно: как не воевать, если пакты нарушаются!
«Гитлер хотел владеть миром. Союзники по Тройственному союзу тоже хотели повластвовать» (10 класс).
Вполне нормальное желание. Кто же повластвовать не хочет? Над миром, тем более.
А это ответ истинного патриота:
«Германия хотела завоевать СССР, ведь в его состав входил Казахстан» (6 класс).
«Немцам нужна была земля» (6 класс).
Могли бы и так попросить. Отсыпали бы сколько надо.
А вот вообще апокалипсический вариант:
«Гитлер начал войну из–за своих интересов. Он хотел, чтобы были идеалы ада» (6 класс)
И более развёрнутый ответ:
«Гитлеру нужна была нефть, Каспийское море и советская техника. Также нацисты искали источник бессмертия на Кавказе, в Гималаях и на Тибете. Их принципы были вера в Дьявола» (6 класс)
Это мистические варианты, а вот психологический. Почти по Фрейду.
«Гитлер ненавидел своего отца, потом стал ненавидеть евреев, потом захотел уничтожить другие нации» (6 класс).
Слышали мы про негативные последствия эдипова комплекса, но чтобы настолько!
И, наконец, самый емкий ответ:
«Кризис. Недовольство Версальско–Вашингтонским договором со стороны Германии. Давай, до свиданья!» (10 класс).
Правда, неясно, последние слова адресовались корреспонденту или всей истории в целом.
|