Несколькими номерами ранее мы уже писали о том, что из себя представляет тестирование ВОУД («Не так страшен ВОУД, как его малюют» // «Эврика» от 14.10.2015). Руководитель департамента по контролю в сфере образования объяснил, как в идеале проводится этот экзамен и какие требования предъявляются к учащимся и преподавателям.
Однако это всё теория, которая, как известно, очень часто разнится с практикой. Сегодня в школах города полным ходом идёт подготовка к тестированию, что состоится только весной.
ЖЕЛАТЕЛЬНО, НО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО
Надо отметить, что в каждой школе подход к натаскиванию детей на положительные результаты свой. Кто-то стремится убедить школьников, что успешная сдача ВОУД – залог отличной учёбы в дальнейшем, кто-то действует мягче и на экстра-зубрёжке не настаивает.
– Мы действительно проводим работу по подготовке к ВОУД, – прокомментировала завуч средней школы №4 Жанипа АЛДАБЕРГЕНОВА. – Проводим тестирования по предметам во внеурочное время в качестве подготовки. Проводили родительское собрание, потом собирали детей. Всем объясняли, что к чему.
– Результаты пробного ВОУД ни на что не влияют, – заверила Жанипа Алдабергенова. – Ни на отметки в журнале, ни на оценки в дневнике. Мы говорили об этом и родителям, и детям.
ПОДГОТОВКА ПО НЕОБХОДИМОСТИ
В начале каждого учебного года составляется план дополнительных занятий и пробных тестирований. Все виды работ должны согласовываться и с родителями, и с учителями. И немудрено: сборники тестов предоставляются платно.
– Тестники мы берём в образовательных центрах, – объясняет Жанипа Асановна. – Раньше брали в центре «Достык», теперь – в «Сана». С родителями обговаривается, потому что методички денег стоят. Если родители не возражают, мы покупаем. Малообеспеченным детям даём сборники тестов бесплатно.
Разница между сборниками тестов, предоставляемыми двумя учебными центрами, по признанию педагогов, незначительная. В основном дело в цене: в «Сана» просят около 250 тенге за тестник, в «Достыке» – дороже.
– Предметы заранее неизвестны, – рассказывает Жанипа Алдабергеновна. – Поэтому стараемся готовиться по всем предметам. Основные – математика, русский, казахский – обязательно, остальные по необходимости. Больше всего проблем, конечно, с математикой.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ
То, что 80% проблем у учащихся возникает именно с математикой, подтвердили и в образовательном центре «Достык».
– С математикой, конечно, сложнее всего. Как раз девятый класс, переходный возраст. Дети меньше внимания уделяют учебникам, чем собственным проблемам. Поэтому дальше без основ материал школьники освоить не могут, психологически закрываются. – рассуждает преподаватель математики образовательного центра «Достык» Нуржан ТУНГУШБАЕВ.
В основном центр проводит подготовку к сдаче ЕНТ (единое национальное тестирование), а также поступлению в КТЛ (казахско-турецкий лицей) и НИШ (Назарбаев интеллектуальные школы). К ВОУДу натаскивают только в случае, если наберётся группа желающих больше восьми человек.
– Подготовка к ВОУД ориентирована конкретно под группу, – рассказывает Нуржан Тунгушбаев. – Бумаги направляем в головной офис в Алматы, оттуда спускают учебные планы с почасовой тематикой. Обычно к нам идут заниматься в последний момент, хотя надо начинать хотя бы в начале учебного года.
ИНИЦИАТИВА ШКОЛ
Сборники для пробных тестов часть школ берёт именно в этом образовательном центре. Вот она – та частная структура, о которой и упоминали в департаменте контроля, когда рассказывали, что пробная сдача экзаменов не предусмотрена в принципе.
Здесь уверяют, что каждый тест тщательно проверяется.
– Их разрабатывают в центре тестирования в Алматы, – поясняет Нуржан Тунгушбаев. – Там работают специально обученные работники, которые составляют тесты в соответствии со школьной программой. Темы за последнюю четверть девятого класса или десятый класс не должны попадаться даже в первой четверти девятого класса. Все тесты тщательно проверяют. Если вопрос не соответствует программе, его попросту переносят в другой раздел.
– Тестники школы берут у нас, но это полностью их инициатива, – утверждает Нуржан Тунгушбаев. – Они приходят, договариваются и берут у нас тесты, потом проводят их. Бланки с ответами приносят к нам, мы их проверяем на специальной машине и анализируем. Это удобно в первую очередь для учителей, экономит их время. Не нужно составлять вопросы, потом проверять их.
БАРЬЕРЫ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
С тем, что готовые тесты – это удобно, соглашаются и в школах, вот только классических экзаменов они не заменят.
– Конечно, это помощь нам, – соглашается Жанипа Асановна. – В прошлом году бывало, что мы сами составляли и проверяли, теперь этим занимаются специальные центры. Нам дают распечатки с результатами, мы проводим работу над ошибками. Классические экзамены всё равно лучше, но тестирование тоже нужно, чтобы идти в ногу со временем. И, разумеется, это зависит от ученика, от его склонностей к тому или иному виду деятельностей.
Но эту точку зрения разделяют не все. Нуржан Тунгушбаев, со своей позиции, считает, что тесты как вид проверки знаний гораздо удобнее. Если учащийся списывает на тестах, он с тем же успехом способен сжульничать и сдавая экзамен по билетам.
Но подготовка к ВОУД, считает он, всё равно необходима:
– Проблема в том, что детей к тестам не готовят морально. Они ничего не знают о тайм-менеджменте. Не умеют они рассчитывать время, волнуются, даже падают в обморок, особенно девочки. А потом школьники идут в медпункт, приходят в аудиторию с больной головой, и уже никакого настроя на тесты у них нет. Бывает и так, что ребёнок знает правильный ответ, но слишком волнуется и не набирает даже проходной балл. Это всё психологические барьеры.
ПРОБНЫЕ ТЕСТЫ, КОТОРЫХ НЕТ
Таким образом, даже небольшая проверка показала, что подготовка к тестированию ведётся полным ходом. В перегруженном графике девятиклассников возникают и дополнительные занятия, и пробные тестирования. Последних, стоит напомнить, с точки зрения департамента по контролю в сфере образования, вовсе не существует. Скорее всего, инициатива принадлежит или школам, или городскому управлению образования, а платные тестники – это продукт деятельности какой-то частной структуры, решившей подзаработать.
В частных образовательных центрах, распространяющих сборники тестов, утверждают, что покупка учебных материалов и проведение ежемесячных тестов никому не навязывается. Это исключительно инициатива директоров школ.
В школах соглашаются, что пробные тесты ведутся, но (обязательно!) – с согласия родителей. Понятное дело, что любому учебному заведению хочется показать лучшие результаты. Работа ведётся на престиж школы.
А вот в городском отделе образования за объяснениями по поводу проведения пробных тестов в школах отчего-то снова посоветовали обратиться в департамент по контролю. И круг в очередной раз замкнулся.
Так кому же выгодно проводить несуществующие официально пробные тестирования? Школам, отделу образования или частникам?
___________________
*ВОУД – Внешняя оценка учебных достижений.
Ксения ВИШЕНИНА,