Внимание, всем постам!
В этом году праздник отмечается 30-ый раз. 23 ноября 1992 года было утверждено положение о госавтоинспекции и тем самым была создана служба ГАИ Республики Казахстан. Так, дата 23 ноября была вначале днём рождения ГАИ в Казахстане, а ныне – Днём дорожной полиции Казахстана. Но и для тех, кто пришёл обеспечивать порядок на дорогах ещё в СССР, это тоже особая дата.
Для Марата ИСАНОВА работа в госавтоинспекции стала мечтой после того, как он посмотрел фильм «Инспектор ГАИ». Там, где принципиальный старлей Зыкин не давал спуску нарушителям на дороге и отобрал права у самого директора автосервиса в исполнении Никиты МИХАЛКОВА. Сюжет фильма сильно запал в душу Марата, и он решил стать таким же, как милиционер из кино: строгим, справедливым и бесстрашным.
Его не напугала ни крошечная зарплата ГАИ-шника. (тогда им было положено всего 80 рублей), ни график (когда надо было работать и ночью, и в праздничные дни), ни перспектива выходить на дежурство в любую погоду.
Учитывая такую преданность работе, руководство доверило Марату почётную миссию. В 1985-ом его направили в Москву для обеспечения порядка на дорогах во время проведения Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.
Таким нельзя показывать свой страх
Но всего через несколько лет после этого радостного события пришли тяжёлые времена. В конце 80-ых и в лихие 90-ые работа в ГАИ стала смертельно опасна. Многие лихачи, возомнив себя крутыми мафиози, угрожали расправой за штраф, а то и подкарауливали возле дома. Тогда из ГАИ уходили многие.
– Как-то я остановил машину, а водитель говорит, что знает, где я живу, – вспоминает Марат. – Потом он называет мой точный адрес и сколько человек живёт в этой квартире. Пригрозил, что скоро придёт. И правда: через несколько дней, когда я возвращался с ночного дежурства, возле подъезда меня встретила толпа, но всё обошлось. Один из самых наглых спросил меня: «Ты что, не боишься?». Я спокойно ответил, что не боюсь, и они разошлись. Таким, как эти бандиты, нельзя показывать страх.
Гораздо тяжелее в моральном плане было выезжать туда, где лихачи сбивали пешеходов. Чаще всего это происходило ночью. Тогда многие пригоняли машины из Польши и Германии. Ездили они нередко по липовым номерам, а стоили развалюхи так дёшево, что в случае ДТП со смертельным исходом проще было сжечь машину в степи или утопить в реке. А под колёса лихачей попадали старики и женщины. Бывало, что за сутки приходилось доставлять в морги по 5 трупов. Марат вспоминает, что форменную рубашку почти после каждого дежурства приходилось отстирывать от крови.
Вооружены и опасны
Но самое большое испытание на стойкость у Марата случилось в июле 2003-го. Тогда двое парней поймали такси и, наставив на водителя обрезы, заставили его выйти из машины. Как потом выяснилось, преступники насмотрелись фильмов про гангстеров и решили ограбить банк и коттедж местного бизнесмена.
Обрез они делали второпях и срезали ствол так, что из дула торчали края гильз. Вместо дроби преступники набили в патрон нарезанных гвоздей. Такая «игрушка» при выстреле с близкого расстояния могла разорвать все внутренности человека.
После объявления плана «Перехват» капитан полиции поднял все дежурные патрули. Но так вышло, что он сам первым увидел угнанный «Опель». Машину удалось остановить, выехав на встречку. И тут пошли самые напряжённые мгновения захвата. Ведь преступники были вооружены.
– Забавно, как интересно работает мозг в критической ситуации, – вспоминает Марат. – Страха совсем не было. Первой мысль мелькнула, что у меня нет сына. Так вышло, что в тот момент у меня было четыре дочери, а я мечтал о сыне. Как раз утром сильно грустил из-за этого. И в голове пронеслось: раз нет сына, то будь что будет, пусть хоть убивают. А потом я представил, что будет, когда сюда приедет отряд. Они же просто расстреляют парней. Парни, хоть и преступники, но всё-таки люди, и это особенно остро чувствовалось, когда я смотрел в их глаза. Мне очень не хотелось, чтобы их смерть была на моей совести.
Капитан полиции начал переговоры. Парни были на взводе, но слова полицейского подействовали на них, и преступники сдались.
У этой истории есть и ещё один хэппи-энд. Ровно через год после этих событий у Марата родился сын. Будто Вселенная услышала в тяжёлый момент его отчаянную просьбу.
Опасный рейс
Но и в спокойные времена дорожным полицейским приходится рисковать жизнью, чтобы спасти людей.
В феврале 2007-го года капитан полиции Талгат ЖУРМАГАМБЕТОВ получил сигнал, что на алгинской трассе в снегу застрял пассажирский автобус, в котором было 20 человек. Чтобы спасти пассажиров, из Алги выехал вахтовый автобус повышенной проходимости, но и он скоро заглох. Позже выяснилось, что это произошло по халатности водителя. Он смешал летнее топливо с зимним, и эта смесь не выдержала морозов. Разогреть мотор пытались два часа, но безрезультатно, а мороз крепчал и буран усиливался.
До Алги было 50 километров, до ближайшего посёлка, где мог быть трактор, несколько километров. К счастью, на Талгате были унты и ватные брюки.
– Шёл я два часа, хотя мне казалось, что иду целую вечность, – вспоминает Талгат. – Ноги проваливались в снег по колено, а порой я вязнул по пояс. Ничего не было видно, ориентировался по столбам. Ещё в такую погоду на охоту выходят волки. У меня был тяжёлый патрульный жезл, надеялся им отбиться от зверей. Конечно, от волков это плохая защита, но я старался о таком не думать. И вообще, я думал лишь о том, как дойти до посёлка. Потом узнал, что сильно отморозил щёку, но когда шёл, то этого не чувствовал. И даже когда зашёл в дом тракториста – тоже. Боль пришла, когда все трудности были позади.
Тракторист явно не был готов к вечернему визиту. Ещё около часа ушло, чтобы подготовить трактор. Тяжёлый К-700 взял на буксир сначала вахтовку, а потом в неё пересадили пассажиров из злополучного автобуса. В 5 утра пассажиров доставили в Алгу, где им тут же оказали необходимую помощь.
Кто, если не я
Что интересно, Талгат Журмагамбетов стал ГАИ-шником случайно. В детстве он хотел быть врачом, и даже планировал после армии поступить в медучилище. Но один из сослуживцев постоянно рассказывал, что мечтает работать в ГАИ, и вообще, по его мнению, это была лучшая работа на свете. После дембеля Талгату просто стало интересно, что это за работа такая, раз ею так грезил сослуживец: он отправился туда из чистого любопытства. Потом понял, что это дело всей его жизни. Полицейский, как и врач, тоже спасает людей.
– Зарплата у нас всегда была небольшая, а ответственность огромная. Но в тяжёлые минуты говорю себе: «Кто, если не я?» – поделился Талгат. – Так уж меня воспитали. Надо самому делать что-то важное и нужное, а не ждать, что это за тебя сделают другие. Тогда и мир вокруг станет лучше.
Когда в 90-е в дорожную полицию потянулись ребята, которым вовремя не привили эти принципы, Талгат сначала страшно злился. Ему было тяжело видеть, как молодые дорожные полицейские делают вид, что не замечают грубые нарушения, если ПДД нарушает дорогущий джип, зато не дают спуску зазевавшемуся водителю развалюхи, который забыл аптечку или огнетушитель. Потом Талгат понял, что новоиспечённых ДПС-ников надо воспитывать, в том числе и своим примером. Так, под его руководством на дороги области вышло много полицейских. Справедливых, бесстрашных и принципиальных.