Утильсбор снизили, но он так же бьёт по карману
«У предпринимателей и в целом в обществе множество вопросов вызывает деятельность компании, которая называется «Оператор РОП», – сказал глава государства. – Дошло до того, что было организовано некое общественное движение против этой частной компании. Поручаю правительству принять меры по прекращению утилизационного сбора и распоряжению утилизационным сбором ТОО «Оператор РОП».
«Оператор РОП» – частная компания, которой правительством была передана функция организации сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов, сбора утилизационных платежей. Владение компанией приписывают младшей дочери бывшего президента Алие НАЗАРБАЕВОЙ.
Через неделю после выступления президента правительство Казахстана лишило ТОО «Оператор РОП» права собирать утилизационный сбор и забрало в собственность государства активы, созданные за счёт его сбора. Преемником «Оператора РОП» стала государственная компания «Жасыл даму». За 5 лет функционирования «Оператор РОП» общая сумма уплаты утильсбора составила 579 миллиардов тенге.
Экология совсем ни при чём
Однако вопрос снижения ставок утильсбора всё ещё висел в воздухе. В начале февраля президент Токаев на заседании правительства по этому поводу заявил следующее:
«По утильсбору мы приняли решение. Все средства будут поступать в государство. Теперь необходимо определиться с размером ставок. Рабочая группа активно обсуждает этот вопрос. Сразу отмечу, утильсбор будет пересмотрен. Но нужно избегать крайностей, нельзя выбрасывать на ветер деньги, потраченные на развитие автопрома, и открывать свой авторынок для откровенного импортного автохлама».
Президент республики, получается, подтвердил, что в Казахстане утильсбор был введён не столько ради оплаты последующей утилизации отслуживших своё автомобилей, сколько ради защиты местного автопрома.
Вероятно, из этого же посыла и исходило правительство, решившись всё-таки снизить действующие ставки на все виды автомобильного транспорта и производимой сельхозтехники на 50%. Таким образом, с учётом анонсированных первым вице-премьером Романом СКЛЯРОМ изменений размер утильсбора для казахстанцев составит от 229.000 до 1.761.000 тенге.
У соседей – дешевле
Как и в Казахстане, утилизационный сбор в России и Беларуси не столько защищает рынок от пришедших в негодность автомобилей, сколько зачищает его от проникновения импортных автомобилей, служа своеобразной заградительной пошлиной.
В России базовая ставка утильсбора составляет 20.000 рублей. Уже к ней применяются повышающие коэффициенты, зависящие от литража двигателя автомобиля и возраста транспортного средства. Но для физических лиц, ввозящих автомобили для личного пользования, применяются понижающие коэффициенты к ставке утильсбора.
В Беларуси вдобавок к объёму двигателя сумма утильсбора может зависеть от возраста автомобиля.
В Узбекистане размер ставок утильсбора тоже зависит от возраста автомобиля и объёма двигателя. Для легковушки он составляет всего около 10.900 тенге. В пересчёте на наши деньги. Но дьявол кроется в деталях – эту сумму ещё нужно умножить на коэффициент (от 30 до 80).
Сайт kolesa.kz сравнил, во сколько обойдётся утильсбор за Toyota Camry 2021 года с мотором 2,5 см3. Итак, в России он составит 281.600 рублей (около 1,6 млн тенге), в Беларуси утильсбор на этот автомобиль обойдётся в 9.652 рубля (1,6 млн тенге), в Узбекистане – 48,6 млн сумов (2 млн тенге), в Казахстане – 765.750 тенге.
В Европе – тоже
В наших СМИ, когда говорят об утилизационном сборе в странах Европы, утверждается, что его средняя ставка – не более 100 евро. Мягко говоря, это неправда, потому что во многих государствах Евросоюза автолюбители не только не платят никакого утильсбора, но и получают небольшие деньги, когда сдают своё старенькое авто в утиль. В некоторых из них функцию утильсбора выполняет транспортный налог, сумма которого увеличивается с возрастом автомобиля.
В Нидерландах платят утилизационный сбор. Он не зависит ни от объёма двигателя, ни от массы автомобиля и составляет всего 30 евро (15.400 тенге).
В Норвегии покупатели легковых автомобилей платят 119.000 тенге в пересчёте на наши деньги. Но если владелец новой машины будет долго на ней ездить, никому её не продаст и не подарит и сдаст «ласточку» в утиль, то ему ещё и заплатят 148.000 тенге.
Во Франции утилизация автомобилей – головная боль самих производителей. Но если француз не пожелает сам цивилизованно расстаться со своим авто, а просто бросит где-нибудь на улице или пустыре непригодный к дальнейшей эксплуатации автомобиль, его ждут 75.000 евро штрафа (или даже 2 года тюрьмы).
В Бельгии утилизационный сбор закладывается в дорожный налог. Владельцу той же Toyota Camry придётся в год платить 148 евро (76.000 тенге).
В Польше уже более 15 лет действует налог в размере 500 злотых (55.500 тенге) за каждое транспортное средство, ввезённое на территорию страны.
В Австрии утилизационный сбор тоже есть, но оплачивают его не разово, а ежегодно. На грузовики ставка налога зависит от полной массы машины (от 1,55 до 1,9 евро) за каждую тонну в месяц. За легковушки в год платят от 66 евро (33.924 тенге) до 943 евро (485.000 тенге).