Учиться стало легче, а учить - труднее?
Обладательница нагрудного знака «Почётный работник образования РК» Татьяна МИХАЙЛОВА считает, что мнение о том, что процесс обучения усложняется, больше миф, чем правда. | ||||||
– Сейчас часто говорят о том, что школьная программа усложняется. Мы приходили в школу и начинали всё с азов. Сейчас, насколько я знаю, начиная обучать, школьные учителя уже рассчитывают на то, что первоклашки пишут и читают. Действительно ли это так?
– В первом классе мы тоже начинаем с элементарного. Сейчас новые буквари, которые разделены на три этапа. И в этих новых учебниках на изучение алфавита даётся больше времени: на одну букву выходит по 2 часа. И если до этого изучение букв мы заканчивали до нового года, то сейчас, по новым учебникам, заканчивают только к зимним «мини–каникулам» для первоклашек, то есть в феврале. Таким образом, времени для изучения букв даётся больше.
– И с чем это связано? Дети хуже усваивают программу?
– Я думаю, что это связано с применением так называемых «здоровьесохраняющих» технологий. Этому сейчас уделяется немалое внимание. Обучение не должно быть в ущерб здоровью.
– Значит, мнение о том, что сейчас требования к детям ужесточаются, ошибочное?
– Мне кажется, раньше было учиться труднее. Вспоминая свои годы учёбы, я сравниваю те же учебники. На мой взгляд, их содержание было сложнее. Нынешние задания куда проще.
– Существует мнение, что уровень знаний нынешних детей оставляет желать лучшего. Почему, на ваш взгляд, это происходит?
– Моё личное мнение: это может быть связано с введением тестов. По современным требованиям школьники должны уметь работать с тестами, внедряется тестовый контроль знаний и тестовая оценка знаний. При наличии множества положительных сторон здесь есть и отрицательный момент. Дети отчасти разучились «говорить».
– Тесты к нам пришли с Запада. А вы лично сторонник западной системы обучения?
– На курсах повышения квалификации по системе НИШ (Назарбаев интеллектуальная школа) выступают иностранные педагоги и знакомят со своей системой образования. Мне лично понравилось, как в Финляндии подходят к изучению языков по системе триязычия. У них не идёт изучение всех трёх языков одновременно. Если они первый год делают акцент на английский язык, то французский пока изучают не усиленно. Потом английский идёт на понижение, и увеличивается объём часов по французскому. И так далее. Думаю, это правильно. Такой опыт можно и перенять.
– Как вы оцениваете дошкольный уровень подготовки детей?
– Это напрямую зависит от количества детей в группах. Если учесть, что сейчас детсады переполнены (и по 50 человек в группе бывает), то, наверное, тяжеловато выйти на высокий уровень подготовки. Но в нашей гимназии №9 проблем в этом плане не возникает. Мы много лет сотрудничаем с детским садом №7, с которым у нас существует преемственность, и вполне довольны дошкольной подготовкой. На собеседования, которые проводятся с детьми, мы приглашаем детсадовских методистов, чтобы они послушали своих воспитанников и посмотрели, на что нужно обратить внимание.
– Вы являетесь завучем по научно–методической работе. Какие научные проекты сейчас интересуют детей, какие темы они защищают?
– В этом году много проектов по естественно–математическому направлению. А так как по школам идёт компьютеризация, то большинство проектов связаны с компьютерным моделированием. Даже биологию пытаются связать с компьютеризацией. Также в последнее время детей стала интересовать история. Думаю, что на это повлияло то, что сейчас озвучивается много интересных фактов из прошлого. Например, существует другой взгляд на коллективизацию.
– А какие духовные ценности у нынешних детей? Вы, как учитель–экспериментатор по предмету самопознание, наверняка знаете это лучше других?
– Я сейчас веду в 11 классе самопознание. Для меня это очень интересный опыт. Мы много спорим на уроках, высказываем своё мнение. Допустим, составляли «дневник жизни». И здесь можно отметить любопытную тенденцию. Если раньше пик карьерного роста связывали с возрастом 35–40 лет, то сейчас одиннадцатиклассники считают, что в 25–27 лет они уже вполне могут занимать высокие посты. То есть, амбиций у молодёжи не занимать. И хорошо, что они направлены в положительную сторону! Порадовало и то, что юноши считают, что до 27 лет должны уже жениться. То есть, семья у них не на последнем месте. Что касается материальной стороны, то все хотят иметь солидный дом и приличное авто. Это считается обязательными атрибутами благополучной жизни.
– Ваш рецепт: как сделать образование более эффективным?
– Учителям нужно не просто вести урок, а действительно подходить к обучению творчески. Для этого необходимо постоянно заниматься самообразованием. И обязательно изучать современные технологии, которые сейчас активно внедряются в учебный процесс. Не надо бояться применять их. Но успех в обучении ребёнка зависит не только от учителя. Многое зависит от взаимосвязи семьи и школы. Если родители заинтересованы, тогда эффективность обучения будет бесспорно выше.
|