Учебный год – продолжение следует
– Учитывая, что в январе мы определённое время не могли обучаться по объективным обстоятельствам, кроме того, в связи с тем, что у нас была пандемия, были потери в знаниях, – комментировал министр. – В связи с этим в прошлом году у нас была практика проведения Летней школы, мы так называем. Это, в принципе, мировая практика, многие страны вообще увеличивают продолжительность учебного года. Это нужно для того, чтобы дети подтянули свои знания и получили дополнительную возможность поработать вместе с нашими учителями.
На самые частые вопросы читателей о летнем обучении ответила руководитель отдела управления образования Актюбинской области Гулжан КУЛЫБЕКОВА.
– Первый вопрос, который изначально волновал родителей и детей, всем ли школьникам обязательно посещать летнюю школу?
– В летнюю школу можно ходить по желанию. Вообще, летний лагерь – это всегда добровольное посещение. Надо учитывать, что кто-то из детей уедет на отдых, у кого-то свои летние кружки. Всего по области в работе летней школы приняли участие 26.125 учащихся 1 – 8 и 10 классов, что составляет 16,4% от общего контингента.
– Сколько учеников может находиться в одном летнем классе?
– Наполняемость в группах/ классах в летней школе – не более 25 человек. Допускаются занятия в группах.
– Какой распорядок дня в летней школе? Сколько уроков в день может быть максимально, и сколько длится один урок?
– Продолжительность урока – 45 минут, в один день проводятся 3-4 занятия. Это гибкий график, чтобы было удобно и детям, и родителям.
– В каком формате будут проходить уроки в летней школе?
– Детям предоставили гибкий график обучения по основным дисциплинам:
• математика,
• английский язык,
• естественные науки,
• физика,
• химия.
Но формат проведения занятий нетрадиционный.
– Можно об этом подробнее… Это будут какие-то нестандартные занятия?
– Занятия по основным предметам включают наиболее важные и сложные учебные темы, но это летняя школа, поэтому детям должно быть интересно и не скучно. Предлагается включение в расписание ежедневное 20-30 минутное чтение книг с обсуждением для развития навыков чтения с пониманием, умением анализировать, сравнивать, делать выводы.
Учителя физической культуры проводят физзарядку, а также дети играют в подвижные игры: волейбол, футбол, баскетбол и другие.
Педагоги-психологи проводят психологические тренинги, классные руководители, воспитатели организуют тренинги и мероприятия на развивающие темы.
Рекомендуется вовлечение детей (не обязательно из одного класса, но на основании общих интересов) в проектную деятельность для активизации внеклассной деятельности, реализации креативных, эффективных, функциональных идей под руководством педагога. В конце дня можно проводить игры по интересам, организовывать совместные просмотры фильмов, обсуждать проекты, и даже привлекать к этим увлекательным мероприятиям родителей школьников. Для осуществления учебного процесса допускается привлечение волонтёров-студентов.
В летней школе обеспечивается доступ обучающихся к школьной библиотеке, имеющимся цифровым образовательным ресурсам. В программу также входят посещение музеев и экскурсии.
– Предметы выбирала школа или родители с учениками?
– Рабочий учебный план и программы обучения составляли администрация, педагоги с учётом отмеченных в данных рекомендациях сложных для усвоения тем, разделов, подразделов, целей обучения, а также результатов проведённой педагогами диагностики (приложение «Рекомендованные темы по учебным предметам»). Группы/классы формируются на основании результатов анализа учебных достижений и диагностики уровня предметных знаний обучающихся, выявленных педагогами в течение учебного года. Расписание составляется с учётом сформированных групп/классов. Формы и методы работы, технологии обучения определяются педагогами самостоятельно в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся. Также школы самостоятельно определяют количество обучающихся по сменам и перечень учебных предметов. При необходимости для обучающихся организуют индивидуальные, групповые занятия по графику.
– Детям ставят оценки? И нужно ли делать домашние задания в летней школе?
– Оценивание учебных достижений обучающихся летней школы не проводится. Домашнее задание в условиях летней школы тоже не задаётся.
– Есть ли какие-нибудь рекомендации для педагогов летней школы?
– При подготовке к занятиям педагогу следует тщательно подбирать учебные материалы и ресурсы, разрабатывать дифференцированные задания с учётом потребностей обучающихся в восполнении пробелов знаний по учебным предметам.
Рекомендуется использовать дополнительный материал: тестовые задания, дидактический материал творческого характера, цифровые аудиовизуальные средства (графика, аудио, видеоматериалы), презентации, дифференцированные учебные задания с целью повышения эрудированности обучающихся.
Содержание учебного материала должно быть направлено на развитие мыслительных процессов у учеников, умений принимать обдуманные решения, аргументировать их, работать с информацией, анализировать, сравнивать, обобщать.
Конечно, мы рекомендуем уделять большое внимание слабо-успевающим детям и при необходимости разрабатывать для них индивидуальные задания. На уроках включать интерактивное обучение: дискуссии, игровые, поисковые методы.
Важна и роль психологов в летней школе. Психологи должны проводить консультации и тренинги для учеников и их родителей.
– Будет ли учителям отдельная оплата за эти проведённые часы?
– Нет, это не повлечёт увеличения зарплатного фонда оплаты труда. У педагогов 56 календарных дней отпуск, но 3 месяца – каникулы. Это больше, чем 56 дней, поэтому кто-то позже пойдёт в отпуск.
За курсы надо платить, а здесь – бесплатно
Летняя школа – это прекрасная возможность для всех ребят, чтобы укрепить свои знания и подготовиться к следующему учебному году. Об этом недавно высказалась председатель комитета дошкольного и среднего образования министерства образования и науки РК Гульмира КАРИМОВА:
– Летняя школа – это прекрасная возможность подтянуть свои знания, восполнить пробелы. Мы же знаем, что пандемия не лучшим образом отразилась на учёбе, и у школьников были потери в знаниях. В некоторых странах для того, чтобы решить эту проблему, продлевают учебный год. Мы не стали продлевать учебный год, а организовали летнюю школу. Мы настоятельно рекомендуем всем школьникам посещать летнюю школу.
Будут созданы все условия для того, чтобы учёба в это летнее время была максимально интересной и познавательной. Мы знаем, что некоторые дети ходят на платные курсы к репетиторам и получают дополнительные знания. Но летняя школа – это тоже отличная возможность укрепить свои знания и восполнить пробелы. Тем более, что сами учителя знают сильные и слабые стороны учеников. Понимаю вопросы некоторых родителей – собирать ребёнка в школу, отвозить, забирать, все заботы, связанные с этим. Но здесь надо думать об интересах ребёнка и о его будущем. Поэтому, несмотря на то, что окончательное решение за родителями, мы ещё раз настоятельно рекомендуем посещать летнюю школу, поскольку это нужно прежде всего детям.