Учат в школе
Несколько советов от психолога, как преодолеть синдром «первого класса».
П сихологи в один голос утверждают: ещё 20 лет назад уровень детского восприятия был другим, нежели сейчас. Если раньше в первый класс шли с некоторой опаской, настороженностью, то ныне – это уже что-то увлекательное. Помогают в этом плане как современная техника, так и открытие всевозможных дошкольных подготовительных центров и нулевых классов.
– Если в первый класс дети, как правило, ещё хотят идти, то позже это увлечение исчезает, и многим в школу уже не хочется, – отмечает актюбинский психолог Арыстан КОПАШЕВ. – Беспокойные родители пробуют нагрузить детей ещё летом. И когда подходит 1 сентября, малыш начинает размышлять, что это будет длиться всю жизнь, и уже не хочет заниматься. Для того чтобы мотивировать детей перед началом учебного года, мы рекомендуем не нагружать их знаниями во время каникул.
– Стоит ли родителям учить уроки совместно с ребёнком?
– Действительно, раньше родители делали уроки совместно со своими чадами. Сейчас от этого стали отходить. Здесь несколько причин: у взрослых не хватает времени; влияние Запада (там родители никогда не занимаются с детьми в плане уроков), ну и, конечно же, тут развивается самостоятельность. Школа обязана дать ребенку не столько знания, сколько умение делать что-то независимо, отвечать за себя. Это не касается случаев, когда малыш что-то не осознаёт и просит о поддержке: в таком случае ему непременно надо посодействовать, будь то первоклассник или же старшеклассник.
– Стоит ли отказаться от системы оценок, как это пробовали сделать в Восточной Европе и Африке?
– Ни в коем случае! Оценки – это своеобразный контроль знаний, это своего рода поощрение и наказание. Другое дело, как к этому подходит учитель. Нужно объяснять доступно материал, причём наглядно, чтобы ребёнок понял и мог использовать. «Неуд» поставить можно всегда, но стоит помнить, что за каждой «двойкой» стоит непонимание какой-то конкретной темы. Вместо того, чтобы бранить ребенка, лучше совместно с ним разобрать «странный» материал. Если малыш пробует утаить скверную оценку, на это также могут быть свои факторы. «Почему малыш опасается расстроить родителей?». В случае, если малыш опасается их расстроить, оттого что им будет дурно – это ненормальная ситуация.
– Если первоклассник чуть ли не с первых дней ведёт себя дерзко, что нужно делать в таких случаях педагогу и родителям?
– Адаптация к новому коллективу у всех проходит по-разному. Причин множество: тут и воспитание в семье и в дошкольных учреждениях. Если ребёнок разбалован, то лучше сначала поговорить с родителями, но оценками давить не стоит. Это только усугубит положение. Нужно постараться заинтересовать его... Как? Это уже проблема учителя.
Учитесь быть школьником
Известный в нашем городе врач-психотерапевт Ирина ГРЕЧКО советует за пару недель до начала учебного года начать готовиться к школе.
– В школьный режим входить обязательно нужно, причём за две недели, и не только ребёнку, но и родителям. Желательно нарисовать на плакате режим дня и постепенно приучать первоклассника к школьному периоду. Но не перегибайте палку! Резко делать это нельзя. Осенью организм и так перестраивается, а тут ещё дополнительные нагрузки.
Ещё одной ошибкой, по мнению психолога, является то, что всё делается по старинке: детей просто заставляют учиться.
– Для ребёнка важна игровая форма: если родители хотят развивать моторику чтения, то лучше пойти на хитрость – читать вместе. Пойти на хитрость – попросить почитать ребёнка вместо себя, обсудить прочитанное, чтобы ребёнок думал. К 1 сентября ребёнок уже должен уметь писать слова, поэтому это разрабатывать тоже нужно.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО |