Тернистый путь обучения
Побывав в Актобе, министр образования и науки Бахытжан ЖУМАГУЛОВ ознакомил педагогов, студентов и общественность с ближайшими задачами в своей отрасли.
Почему обучение учителей теперь станет дороже, и куда отправят студентов после лекций?
Как за нетрудоустроенных выпускников ответят ректоры, и что министру рассказали детсадовские малыши?
| ||
О том, что грядёт модернизация образования, Бахытжан Жумагулов начал говорить ещё три года назад, когда только вступил в свою должность. Постепенно внося корректировки в действующие программы образования, главный педагог страны показал общественности, что в подконтрольном ему ведомстве поблажек не будет. В Актобе министр прилетел вместе со свитой: директора республиканских ведомств и чиновники различных рангов. Основная их миссия: ознакомить общественность с посланием президента страны. Кстати, сама же общественность, в лице студентов, директоров школ, ссузов и руководителей вузов, осталась довольна планами своего «шефа».
– Сколько я Бахытжана Жумагулова знаю, он постоянно говорит и предлагает хорошие подходы к улучшению качества образования. Мы постоянно поддерживаем его инициативы и планы, – отметил ректор АГПИ Амантай НУРМАГАМБЕТОВ.
За день своего рабочего визита в Актобе министр образования сумел довести до всех заинтересованных сведения о том, что образованию в Казахстане предстоит выйти на новый этап развития. Причём, если раньше чиновники уделяли внимание конкретным направлениям, то теперь проблемы будут решаться комплексно. Кстати, существующие трудности Жумагулов замалчивать не стал и предложил решать их сообща.
ДИПЛОМ ЕСТЬ, ОПЫТА НЕТ
То, что в стране «наплодилось» огромное количество специалистов с дипломами о высшем образовании, но без опыта и знаний, министр подчеркнул особо. В принципе, ничего нового Бахытжан Турсынович не сказал, лишь повторил слова Нурсултана Назарбаева о том, что нужно в корне менять обучение в вузах.
– Раньше мы готовили по 75.000 специалистов ежегодно. Готовили неизвестно кого. Ребята выходили после вуза и не знали элементарных вещей. Приходят молодые люди устраиваться на работу, а их не берут. Почему? Потому что у них нет опыта работы.
Механизмы получения такого опыта уже прорабатываются. Так, министр отметил, что уже два года ведётся активная работа по привлечению работодателей. Новшество заключается в том, чтобы после второго курса студенты колледжей и вузов уже проходили производственную практику. Казахстанская модель дуального образования напоминает европейскую. Необходимые теоретические знания студент получает в ссузе или вузе, а после обеда идёт на предприятие и делает это всё на практике.
Сейчас мы должны готовить востребованных специалистов. Кому нужны неквалифицированные экономисты и юристы, которых пруд пруди? На уровне местных исполнительных властей нужно мониторить и делать анализ рынка труда. Для конкретного региона нужны конкретные специалисты, как рабочие, так и среднее звено, и высшее.
НУЖНЫ РАБОЧИЕ РУКИ
Стране нужны не только дипломированные специалисты с высшим образованием, но ещё и грамотные рабочие кадры. Модернизировать предполагается и эту сферу. С прошлого года практически все лицеи переведены в статус колледжей.
– Ориентиры в профессиональном образовании – качество и востребованность. За последнее время мы существенно продвинулись в привлечении в эту сферу интересов работодателей. Теперь с их участием разрабатываются профстандарты, более 100 колледжей внедряют дуальное обучение, разворачивается система независимой сертификации специалистов, соответствующая мировой практике.
ЗВУЧАЩИЕ ГОРДО
Отдельное внимание Бахытжан Жумагулов уделил вопросам подготовки учителей.
– В наше время профессия учителя звучала гордо. Педагогов ценили и уважали. Они были примером для нас. Несколько лет как об учителях забыли. От себя скажу, что наше ведомство приложит все усилия, чтобы вернуть престижность профессии учителя.
Кроме того, министр раскритиковал слабость педагогических вузов. За три года министерство образования и науки лишило лицензий 49 высших учебных заведений, готовивших будущих учителей. Как пояснил глава минобразования, педспециальности стали «лакомым кусочком» для тех, кто хочет иметь диплом в кармане. С этого года планируется значительно поднять оплату за обучение для студентов–учителей.
– Чтобы иметь качественный продукт на выходе, нужно брать хороший продукт на входе. Отсеивать надо сразу, чтобы потом не пеняли на неважный уровень наших учителей.
Между тем, и свою зарплату педагоги скоро будут получают согласно своим знаниям. Новая система оплаты предусматривает существенную надбавку к уже имеющейся заработной плате.
– У нас будет три уровня переквалификации. Первый уровень предусматривает 30–процентную надбавку. Причём не от базовой ставки, а от всей зарплаты. Второй уровень – увеличение на 70 процентов, третий уровень – на 100. То есть, получал учитель 60 тысяч, имеет теперь первую квалификацию, будет получать 120.000. Думаю, это правильный подход.
На 1 февраля 107 актюбинских педагогов прошли переквалификацию и уже получают прибавку к своим кровно заработанным.
ПОКОЛЕНИЕ NEXT
Готовиться к тому, что совсем скоро на «казахстанскую и мировую арену» вступят молодые люди нового формата, министр призвал уже сейчас.
– У нынешней молодёжи совсем другое мышление, у них другие ценности. Сейчас молодые люди меньше читают, плохо пишут ручкой. С малых лет они знают компьютер. В детский сад зайдёшь, так там малышня вам толково расскажет, как iPad–ом пользоваться. Учителям угнаться за такими «продвинутыми» детьми крайне трудно, а ведь нам нужно ещё и быть впереди. Нужно развиваться и совершенствоваться, заниматься дополнительно.
Задача номер один
Глава минобразования и науки чётко объяснил задачи на 2013 год: модернизация материальной базы (образовательных учреждений) и ликвидация трёхсменного образования и аварийных школ.
– При существующей практике, как только мы ликвидируем имеющиеся аварийные школы, они тут же возникнут вновь в том же числе. Поэтому для принципиального решения проблемы должен быть проработан новый четкий механизм, который будет предусматривать не констатацию, а предотвращение аварийности.
Кстати, Актобе может похвастать перед всей страной. Аварийных школ в областном центре нет. Да и вопрос с трёхсменным обучением уже решается.
– Сейчас всего в трёх школах ведётся обучение в три смены (в 50–й, 18–й и Курашасайской средней школе). Но уже в этом году в тех районах запланировано строительство школ. Через год–два будет решена и эта проблема, – прокомментировала начальник городского отдела образования Ляззат УРАЗБАЕВА.
ЭЛЕКТРОНИКА В ПОМОЩЬ
В этому году больше тысячи школ в стране оснастят системой электронного обучения (E–learning).
Это большой шаг вперёд для качественного образования. Сейчас к проекту подключены почти 600 школ, и к 2020 году мы должны выйти на охват 90 процентов школ страны. Но здесь возникает проблема в мощностях. Новые технологии будут внедрены там, где к ним будут технически готовы.
ЯЗЫК — МОЙ ДРУГ
Каждый казахстанский школьник будет в совершенстве владеть тремя языками: казахским, русским и английским.
– В стране начато внедрение полиязычного обучения. Когда я учился в школе, английский начинали преподавать с пятого, а то и с седьмого класса. А ведь доказано, что маленькие дети запоминают всё быстрее, поэтому с 1 сентября 2013 года в школах запускается и изучение английского языка с первого класса.
УЧИСЬ С ПЕЛЕНОК
В дошкольном воспитании благодаря программе «Балапан» вдвое увеличен охват детей – до 71,5 процента. Подключены и механизмы государственно–частного партнерства – подушевое финансирование, льготные кредиты фонда «Даму». В результате число частных дошкольных организаций выросло в четыре раза, – отметил министр образования и науки Бахытжан Жумагулов.
Столичный гость также отметил, что чем раньше начать обучение детей, тем лучше они всё запомнят.
|