Вечный праздник души и плуга
В субботу в Актобе отмечали республиканский праздник «Сабантой». Как оказалось, первый праздник плуга прошёл здесь ровно сто лет назад.
Обычно один из самых главных праздников татар и башкир в нашем городе «Сабантой» проходит в начале июня. Традиционное место праздника – парк имени Пушкина в старой части города .
Но в этот раз формат «Сабантоя» несколько изменился: праздник решили перенести в центральный парк имени первого президента, где установили множество жилищ и юрт в национальном татарском стиле. Перенесли и дату фестиваля – в Актобе он прошёл с месячным «опозданием». Причина таких изменений в том, что впервые за много лет областной центр принимал фестиваль республиканского уровня. На несколько дней наш город стал самым «татарским» в стране: поделиться новостями, показать культуру и традиции народа приехали татары из всех областей Казахстана, Башкирии и Татарстана.
Столетний юбилей
Делегация из Костанайской области оказалась одной из самых многочисленных. Семья Затеевых приехала за несколько дней до самого празднества.
– Я уже третий год приезжаю в Актобе на «Сабантой», и для меня нет разницы, областной он или республиканский. Здесь приятная и дружественная атмосфера. В Актобе отдыхает душа, можно поговорить с друзьями, поделиться планами, – отмечает Диля ЗАТЕЕВА, одной из первых поздравившая актюбинский культурный центр с юбилеем.
Кстати, о том, что ровно сто лет назад в Актобе проходил республиканский Сабантуй, знают немногие. Историю татарского праздника в нашем регионе по крупицам собирал председатель татаро–башкирского культурного объединения «Шатлык» Равиль КУРБАНГАЛИЕВ:
– По территории нашей области проходил Великий Шёлковый путь – Караванная дорога. Здесь весной и осенью работали ярмарки, и татарские купцы были посредниками и переводчиками. Вот в 1912 году они и решили организовать «Сабантой». В период советской власти всё забылось, но в 2004 году мы решили возродить эту нужную и хорошую традицию.
Добро пожаловать
Среди посетивших актюбинский «Сабантой» – премьер–министр Татарстана Ильдар ХАЛИКОВ, председатель исполкома всемирного конгресса татар Ринат ЗАКИРОВ, заместитель председателя государственного собрания курултая Республики Башкортостан Рафаил ЗИННУРОВ. Почётных гостей в аэропорту встречал аким области Архимед МУХАМБЕТОВ.
– Мы всегда рады принимать гостей. «Сабантой» в Актобе давно стал одним из популярных праздников, вне зависимости от национальности. Уважаем и чтим культуру и традиции других народов. Мы все – братья! – отметил глава области.
После такой тёплой встречи татаро–башкирская делегация направилась в здание «Нур Отана», где их уже ожидали соотечественники из всех областей Казахстана.
Ильдар Шафкатович не стал говорить протокольные речи, поздравил всех с праздником «Сабантой» и предложил обсудить насущные вопросы:
– Хочу поблагодарить руководство области за организацию такого масштабного праздника. Отрадно, что за пределами Татарстана и Башкирии татары и башкиры сумели сохранить родную культуру и традиции. В свою очередь, мы сделаем всё, чтобы помочь обогатить и развить то, что есть в культурных центрах.
Хлебосольный край
Своё гостеприимство и дружбу выразили все 18 культурных центров, существующих в нашей области. В парке имени первого президента гостей из Татарстана встречали украинским борщом, русскими блинами, корейским хе и суши, армянским вином и узбекским пловом. Не отказался глава татарского правительства и от родного чак–чака.
– Я и сам люблю готовить, если есть время, но таких вкусных блюд никогда не ел, – пошутил Ильдар Халиков.
Кстати, визиты гостей из Татарстана в Актюбинскую область не так уж и редки: четыре года назад к нам прилетал тогдашний премьер–министр Татарстана Рустам МИННИХАНОВ.
– Между нашими государствами тесная связь, но то, что я увидел – запало в душу. Я почувствовал себя, как дома. Это очень приятно. Не случайно же Сабантуй объединяет вокруг себя людей всех возрастов, наций и религий. Он стал праздником без границ, – поделился Ильдар Шафкатович.
Кровь и пот
Если нынешнее поколение практически не знает, как растёт пшеница и что значит собрать урожай вручную, то аксакалы–татары прекрасно помнят, каких трудов стоит выращивание хлеба. В середине 1950–х актюбинец Зариф КУТТЫКОВ вручную скосил хлебное поле в три гектара.
– Было это под Казанью. Мы с отцом выходили рано утром, брали в руки косы и косили. Цена хлеба для людей моего поколения – это трудовые мозоли, не разгибающиеся спины и урок на всю жизнь, что хлеб надо беречь и уважать, да и не только хлеб – землю–матушку надо хранить.
На праздник Зариф Куандыкович пришёл вместе с многочисленным семейством – 5 детей, 11 внуков и 15 правнуков. Всем им мужчина сызмальства объяснил, что такое работа в поле.
В середине 1930–х годов на территории Актюбинской области существовали 7 школ со смешанным языком обучения.
– Казахский, татарский и башкирский языки похожи, поэтому наши народы практически свободно понимают друг друга, – рассказывает учитель казахского языка одной из актюбинских школ Зульфия МЕДЕТОВА. – Говорят, где два татарина – там школа. Мы очень большое внимание уделяем образованию, это важнейший вопрос. Хочется, конечно, чтобы в Актобе были школы на татарском языке.
При желании татарскому языку обучиться можно в воскресной школе при татаро–башкирском этнокультурном центре «Шатлык». Объединение было зарегистрировано в 1999 году, и с каждым годом его посещают всё больше людей.
– Сейчас одна из наших задач – не забыть родной язык, передать молодым то, что знали наши прадеды. Мы стараемся жить большой дружной семьёй, как это делали наши предки, – отмечает председатель центра Равиль Курбангалиев.
Богатырская сила
Традиционная татарская борьба – это не только гора мускулов, но и выносливость духа.
Татарская национальная борьба куреш – это борьба на поясах. С тех давних времен, когда появился праздник «Сабантой», гвоздем программы была борьба–куреш. Если раньше правила существовали только в устной форме, то с 1997 года действуют правила по борьбе на поясах, утверждённые всемирной федерацией куреш. Благодаря необычайной популярности татаро–башкирской спортивной борьбы в соревнованиях и на праздниках Сабантуй, наряду с хорошо подготовленными спортсменами участвуют и любители, не имеющие специальной подготовки. В последние годы делаются попытки расширения географии куреша и выхода батыров куреша на международную спортивную арену, прежде всего организация турниров по поясной борьбе. Поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество палуанов, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику.
Считается, что достойная награда для победителя борьбы на кушаках – конь или несколько баранов. В современном эквиваленте – это пять тысяч долларов или автомобиль. Вот именно новенькую машину от президента Татарстана и выиграл казанский палуан Ильфат ГИМАДИЕВ. Для парня эта победа на международных состязаниях не первая.
– Я постоянно участвую в соревнованиях. Машину уже выигрывал, сам на ней езжу, а вот нынешнюю подарю отцу. На самом деле выиграть финальные схватки было не так–то и просто. Соперники в Казахстане очень серьёзные, – говорит 140–килограммовый «малец».
Скромно, но со вкусом
Одежда татары и башкир всегда отличалась простотой, но в то же время была долговечной и носилась десятками лет.
Начальник отдела управления образования города Нурлат Ольга ТАРАСОВА знает об одежде татары и башкир практически всё.
– В Актобе мы привезли несколько платьев XVIII века. Хотели показать, как наши предки умели ткать и шить. Используя специальные секреты, наши прабабушки делали одежду в буквальном смысле на десятилетия. Вы только посмотрите: даже спустя столетия платья не потеряли своего цвета, они по–прежнему добротные!
В основе костюма татары и башкир лежат древние тюркские формы в виде длинной рубахи туникообразного покроя (кулмэк) у мужчин и женщин. Женские камзолы шили из бархата, украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Распространенным головным убором мужчин являлась полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усеченного конуса (кэлэпуш). Особо оригинальными были женские головные уборы – вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка–калфак.
Татарская слободка
Татары и башкиры были одними из первых поселенцев в Актюбинске.
Первыми переселенцами были татарские купцы, прибывшие в Актюбинск в 1876 году. Жилой массив, где проживали татары, и сейчас называют «Татарской слободкой». Позже появились посёлки Верхняя и Нижняя Татарки. Центром татарского поселения считались улицы Гарнизоннная, Крепостная, Казахская, Нариманова и Овражная. В этом же районе по инициативе татар была построена первая мусульманская мечеть, которая в следующем году отметит 110–летний юбилей. При мечети было и татарское медресе.
Вкуснятина по–татарски
Кулинарное искусство татарского народа богато своими национальными и культурными традициями, уходящими в глубь веков.
В процессе многовековой истории сложилась оригинальная национальная кухня, сохранившая свои самобытные черты до наших дней.
– Много лет я уже готовлю национальные татарские блюда и каждый раз не перестаю удивляться их многообразию. Могу сказать, что основу татарской кулинарии до сих пор составляют мясные блюда, выпечка, а также супы и похлёбки на крепком мясном бульоне, – сказала шеф–повар кафе Зульфия ИМАНОВА.
С древних времен татары были степными кочевниками, которые практически все время находились в походах со своими семьями, лошадьми и скарбом. Что же составляло основу питания татар? Это энергетически богатое и наиболее доступное в условиях похода мясо: конина, баранина, реже – говядина. Единственное мясо, которое татары как мусульмане никогда не употребляли – это свинина. Кроме мяса, основу питания татар составляли молочные и кисломолочные продукты: блюда из заквашенного молока кобылиц и овец (кумыс, катык). В быт вошли черный и зеленый чаи (до сих пор татары – приверженцы зеленого чая), мед, сушеные фрукты, орехи, ягоды. Наравне со скотоводством развивалось и земледелие. Сначала оно включало только одно направление – зерновое. Татары сеяли рожь, пшеницу, овес, просо, гречиху, горох, и одной из составляющих питания стали разнообразные каши и крупяные блюда. Картофель татары стали выращивать только в середине XIX века, однако блюда из него вскоре стали основными гарнирами татарской кухни.
Коньком современной татарской кулинарии до сих пор остаются мясные, крупяные и кисломолочные блюда, выпечка, а также супы и похлебки на крепком мясном бульоне.
Дмитрий ШИНКОРЕНКО
| Наталья ПАНЧЕНКО |
|