Танцуйте, вам письмо!
Если прежде отправить открытку наземным транспортом за рубеж стоило 140 тенге, то с 3-го января, чтобы поздравить близких, потребовалось уже 500 тенге. А та же открытка, отправленная авиапочтой, вместо 160 тенге обошлась бы в 600 тенге.
Заказное письмо оценили в 1.700 тенге, когда оно стоило 800, ценное – в 2.200, а килограммовая бандеролька вытягивала на целые 14.100 тенге.
Чтобы сделать подарок настоящим сюрпризом, «Казпочта» решила провернуть это тайком от клиентов. Новость была опубликована где-то в недрах корпоративного сайта, а не на главной странице, где публикуется самая важная информация. В соцсетях же компании об этом вообще не было ни слова.
Первыми о сюрпризе узнали казахстанские посткроссеры. Так себя называют любители обмениваться открыточками с незнакомцами из разных уголков мира. Они заглядывают на сайт «Казпочты» чаще остальных, потому что стараются быть в курсе всех новостей почтового мира. Поэтому даже тщательно спрятанная новость не скрылась от их внимания. Бланк с новыми тарифами разошёлся по соцсетям, и посткроссеры решили, что об увлечении теперь придётся забыть.
Прежде это хобби было не слишком затратным: 100-200 тенге за открытку и 140 – за её пересылку. Сейчас, когда цены выросли в 2,5 раза, обмениваться весточками стало уделом богатых.
– Это действительно конец казахстанского посткроссинга, – горько резюмировала коллекционер Венера КАДЫРОВА. – И ведь ничего не изменится. Открытки как теряли, так и будут терять, а ответ останется прежним: «Надо было заказным отправлять».
Нет денег на открытки – шлите телеграммы
Возмущённые коллекционеры открыток отправили письмо председателю правления АО «Казпочта» Серику САУДАБАЕВУ с просьбой снизить новые тарифы.
– На увеличение тарифов в 2022-ом по почтовой связи повлияли следующие факторы. Во-первых, Казахстан является членом Всемирного почтового союза, и, следовательно, должен выполнять все возложенные на членов ВПС обязательства. Во-вторых, из-за коронавирусной инфекции наблюдается частая отмена рейсов авиатранспорта. В-третьих, в целом выросли цены на товары и услуги. А это привело к дополнительным затратам на почтовые отправления, – ответил на жалобу Серик Саудабаев.
В конце председатель правления добавил: если посткроссерам так уж дорого отправлять открытки авиапочтой, то пусть они делают это наземным транспортом, что хоть и увеличивает сроки доставки, но помогает сэкономить целых 100 тенге.
Любопытно, но «Почта России», которая находится в таких же условиях, что и «Казпочта», то есть состоит в ВПС, сталкивается с подорожанием товаров и так же страдает от пандемии, в прошлом году, наоборот, в 2,5 раза снизила(!) тарифы на отправление корреспонденции в Казахстан.
Чтоб мы так жили, как вы прибедняетесь
Да и с тем, что у «Казпочты» дела идут хуже, чем раньше, можно поспорить. Объём услуг в прошлом году вырос на 39,6%. Только за 9 месяцев прошлого года казахстанцы заплатили за почтовые и курьерские услуги 40,5 млрд тенге.
Жалобы на то, что, кроме доставки почтовой корреспонденции, сотрудники АО вынуждены тратить своё драгоценное время ещё на проведение подписки и доставку газет, выдачу пенсий и прочие обязанности, доверенные государством, тоже не подтвердились
В счётном комитете заявили, что установлен ряд проблем, выявленных по итогам аудита за период с 2018 по 2020 год. В частности, АО «Казпочта» не исполняются стратегические ключевые показатели деятельности. Так, за 2018 год не достигнуто 29% ключевых показателей деятельности, за 2019-й – 72%, за 2020-й – 86%.
Ничего личного, просто бизнес
Новость о повышении тарифов пришлась на последние дни уходящего года, поэтому делопроизводители, логисты и прочие специалисты, вынужденные по долгу службы отправлять тысячи заказных писем, заметили это не сразу. Но когда новость дошла и до них, то это стало настоящим шоком.
– Вот что мне теперь делать? – сокрушается логист Русиана РАГИМОВА. – Мне еженедельно приходится отправлять несколько килограммов документов. Сейчас цены выросли почти втрое. А в смете же заложены прежние ставки.
Тем не менее, на практике ни посткроссеры, ни представители малого и среднего бизнеса с драконовскими тарифами «Казпочты» так и не столкнулись. Правила должны были вступить в силу с 3-го января, пока ещё у многих зимние каникулы, но когда грянули печальные события, казахстанцам стало явно не до отправления открыток с бандерольками.
Жадность ФНБ сгубила
Как только ситуация в стране стабилизировалась, вместо повышения тарифов цены на почтовые услуги, наоборот, снизились, как утверждают в самой «Казпочте», практически до себестоимости. Но произошло это не от сочувствия к клиентам, а благодаря непосредственному вмешательству главы государства.
Теперь отправка бандероли весом до 0,5 кг по Казахстану наземным транспортом стоит 857 тенге вместо 900 тенге, весом до 1 кг – 900 тенге вместо 1.000. Посылка до 2 кг обойдётся в 1.130 тенге вместо 1.200 тенге. Правда, эти тарифы будут действовать в течение І полугодия 2022 года.
Как известно, «Казпочта» входит в фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», а сейчас у главы государства возникает масса вопросов к деятельности ФНБ. Реформирование фонда может затронуть и АО «Казпочта». В частности, сейчас решается вопрос о продаже части акций крупных казахстанских компаний, состоящих в фонде, непосредственно гражданам страны.
Ещё много чего нового (и, возможно, не совсем приятного) ждёт «Казпочту» после проверки таможенных пунктов на китайской границе, которые начались ещё в пятницу. Есть подозрение, что некоторые уполномоченные экономические операторы квазигосударственного сектора, куда входит и «Казпочта», использовали данные им полномочия при пересечении грузов через границу для личных нужд.
В любом случае, простым почтальонам повышения зарплаты придётся ждать не скоро, а посылка с чехольчиком для телефона с «Алиэкспресс» сильно задержится.