Стыдно когда не видно
Несчастную торговую марку размывают, блюрят, прячут под пикселями и измываются над ней прочими извращёнными формами. Причём под цензуру попадают не только алкоголь и сигареты, но и невинная газировка, шоколадки, мороженое. Чаще всего такое встречается в новостных репортажах и документалках, но нередко когтистая рука цензора дотягивается и до художественных фильмов.
Первая реакция на такие заплатки – раздражение. Смотреть картинку становится невыносимо из-за скачущих квадратиков или слепых пятен. Поневоле рука тянется к пульту, каким бы интересным сюжет ни был.
Во-вторых, мерчендайзеры крупных компаний недаром едят свой хлеб с икрой. Они делают всё, чтобы их товар был узнаваем по контуру или цветовой гамме. Как ни размывай силуэт бутылочки кока-колы, любой зритель поймёт, что под пикселями прячется совсем не кефир. А чёрно-жёлтые полоски мобильной связи никто не примет за рой пчёл. Более того, блюрят и размывают чаще всего только название бренда, а сам рисунок товара остаётся неизменным.
В-третьих, это просто смешно. Неужели цензоры действительно думают, что такие мега-корпорации, как «Вольво», «Самсунг» или хотя бы «Кока-Кола», всерьёз зависят от репортажа на региональном канале? Мне ещё не доводилось встречать человека, который смотрел бы новость про подорожание картошки, и вдруг, заметив неотцензуренный логотип «Мерседеса», бросился покупать автомобиль.
Что касается цензуры в художественных фильмах, так это вообще преступление. Хочется нам этого или нет, но торговые марки – это часть нашей эпохи, неотъемлемый атрибут простого быта. Что наши потомки узнают о начале 20-ых, если все фильмы будут изуродованы пикселями?
А за друга степей ты ответишь, хоть и поэт
У Леонида ГАЙДАЯ эпизод с баром, полным элитного алкоголя, появился неслучайно, как и пачка импортных сигарет в руках Жоржа МИЛОСЛАВСКОГО. У Эльдара РЯЗАНОВА главный герой советует «мымре» стирать платье «Новостью», у Георгия ДАНЕЛИИ Мимино обещает племяннику привезти бинокль с цейсовскими стеклами, а уж в «Знатоках» что ни кадр, так торговая марка. Сейчас трудно представить эти фильмы без таких кадров, и для нынешнего поколения они стали энциклопедией жизни советского быта 70-80-ых. А что оставим мы с этой идиотской цензурой? Размытые пятна да пиксели?
Уж сколько в своё время ругали «Ночной дозор» Тимура БЕКМАМБЕТОВА за обилие рекламы, но сейчас это срез культуры нулевых, да и многие бренды остались только в воспоминаниях.
Невозможно говорить о 90-ых, не упоминая «Инвайт», «Херши-Колу» и прочие «Куку-Руку». Это стало нашим культурным кодом, и слоган «имидж ничто, жажда – всё», давно уже живёт отдельной жизнью. Он стал поговоркой, а про газировку уже давно все забыли.
Уж сколько ругали цензуру в Российской империи, но даже царские сатрапы до такого не додумывались. Каждый школьник знает, что «Евгений Онегин» – это энциклопедия русской жизни. А что осталось бы от великого романа в стихах, если бы бдительные цензоры заставили Александра Сергеевича повырезать оттуда все торговые марки?
– Александр Сергеевич, а чего это у вас часы «Брегет» упоминаются в третьей строфе?
– Так это штрих к портрету персонажа. Говорит о том, что Онегин любил дорогие игрушки.
– Ничего не знаем. Не положено! Напишите: «Пока недремлющие часы одной швейцарской марки не прозвонят ему обед». И неважно, что не в рифму, зато по всем правилам. В конце концов, вы у нас поэт, милостивый государь. Вот и рифмуйте.
Цензура – дура
Давайте из западной литературы повырезаем все упоминания алкоголя. Что тогда останется от «Бравого солдата Швейка», где кружка пива встречается на каждой странице. Пусть и Шерлок ХОЛМС не курит трубку, а сосёт леденцы. Нехорошо, когда пираты СТИВЕНСОНА налегают на ром. Пусть пьют минералку в портовых кабаках.
Давайте зарисуем бутылки абсента на полотнах импрессионистов, чтобы не было пропаганды алкоголя, вырежем из фронтовых песен строчки про «закурим, товарищ, по одной» и выкинем «Казбека» пачку» из песенки про Костю-моряка.
А ведь это уже было. На пике горбачёвского «сухого закона» бдительные цензоры запрещали показ «Иронии судьбы», потому что главный герой много пьёт, «Жестокий романс» попадал в опалу из-за в стельку пьяного Карандышева.
В соседней России такие неадекватные цензоры замахнулись даже на мультик «Ну, погоди!». Они решили, что раз там Волк курит, транслировать подобную мерзость надо только поздно вечером и под ограничением 18+. А вот американский мультсериал "Happy Tree Friends" малышам показывать можно. И ничего, что там милым зверушкам выкалывают глаза, вышибают мозги и живьём кидают в огонь. Главное, никто из персонажей не курит.
Наше дело – предупредить
У нас мультики и фильмы со сценами не для детской психики тоже проскакивают в эфир. Например, украинский сериал «Пёс», где полно кровавых драк, алкоголя, встречаются фривольные шутки, а среди персонажей нередко фигурируют наркоманы и алкоголики, транслируется около полудня. То есть в самое детское время. Любопытно, но от внимания цензоров они застрахованы.
– Сейчас перед каждой телекомпанией стоит большая проблема. Необходимо просматривать каждый фильм, чтобы определить: можно ли транслировать его в дневное время, – прокомментировал ситуацию казахстанский медиа-юрист Сергей ВЛАСЕНКО. – Это очень хлопотно, отнимает много времени, а некоторые сцены трудно оценить. Допустим, сцена с сигаретой промелькнула на заднем плане, или в диалоге персонажей есть много неприличных подтекстов, но звучат они вполне литературно, без обсценной лексики. Закон позволяет обойти все эти сложности. Достаточно в начале фильма и после каждого рекламного блока вставлять дисклеймер, что фильм не рекомендуется к просмотру детям до 18-и лет. Если там нет совсем уж шокирующего контента, то перед законом телекомпании будут чисты.
Караул, спасают!
И вообще, кого хотят спасти, а главное, от чего, дорогие цензоры? Неужели они считают, что народ у нас настолько туп, что без рекламы не купит себе пачку пельменей? Или дети наши живут в стерильном мирке, без алкоголиков, хулиганов и наркоманов? Тут уж пикселями надо закрывать окна во двор, а, к сожалению, техника здесь бессильна. Или спиваются у нас лишь те, кто смотрел рекламу алкоголя по телевизору? Найдите мне завсегдатая вытрезвителя, который расскажет, что он играл на скрипке, читал Аристотеля в оригинале, пробегал марафон за 3 минуты, но жизнь его пошла под откос, когда он посмотрел репортаж о драке в забегаловке и случайно увидел пивную этикетку.
Если бы речь шла просто о борьбе с ветряными мельницами и о цензуре кричали просто поборники морали и ханжи, «беспокоящиеся» за неокрепшие умы, то это было бы полбеды. Вот в соседней России «истинно верующие» требуют запретить «Сказку о попе и работнике его Балде», потому что там священнослужитель показан алчным. Адекватные люди над этим посмеиваются, и вреда никому от этого нет.
Но у нас ведь вопросы о цензуре на ТВ решают государственные ведомства, за деньги налогоплательщиков. У отделов внутренней политики ведь нет других забот, как смотреть новости, ожидая, что в уличном опросе мелькнёт логотип газировки или, того хуже, этикетка бутылки с алкоголем. В стране ведь нет ни радикалов, ни псевдопатриотов, ни прочих «борцов с режимом», выкладывающих в соцсети простыни текстов, полных призывов к насилию. Мелькнувшая на пару секунд пачка сигарет в кадре новостей, конечно, опаснее.
Кто ж его поймает, он же блогер
Интернет завален сайтами по продаже наркотиков, травматического оружия без лицензии, а то и огнестрела, но цензоры этого не видят. Даже громкие январские события их этому не научили. Буквально пару дней назад в ленте «Инстаграма» мне попался пост о продаже усиленных патронов для травматики, то есть таких, которыми нетрудно и убить человека. Где же в это время находились цензоры? Никак предотвращали очередное громкое преступление, когда региональная газета напечатала в кроссворде вопрос «популярный алкогольный напиток шотландцев. 5 букв»
Официальные СМИ гонять проще. У них есть фактический адрес, номера телефонов, и имена редакторов хорошо известны. Ещё лучше известны их банковские счета, на которые так удобно выписывать миллионные штрафы.
Это за блогером надо ещё побегать, чтобы призвать его к ответу. Кресла у казахстанских цензоров мягкие и тёплые, поэтому не хочется отрывать от них нецензурную часть тела, вот и создают они видимость работы, терзая безобидные СМИ, забывая при этом о настоящих информационных преступлениях: фейках, вбросах, провокациях.
Так что, идите вы, господа цензоры, в… интернет. Вот там точно пригодится ваша бдительность и наши налоговые отчисления!
А мы уж как-нибудь сами для себя решим, что есть, что пить и чем чистить зубы.